• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
3 октября, 12:40
Александр Березин
14
3 625

В США предложили выиграть лунную гонку за счет замены SpaceX на другого игрока

❋ 5.3

Доставку астронавтов на Луну быстрее китайцев предложили возложить не на SpaceX с 500 запусками на земную орбиту в портфолио, а на другую компанию. Общее число ее орбитальных запусков за четверть века существования — один.

Джим Брайндестайн, лоббист и бывший глава NASA, стоит на фоне рендера посадочного лунного модуля Blue Origin на Луне. Это вторая версия посадочного аппарата от этой компании и она не будет готова ранее 2030-х годов. Теперь люди, с сомнением относящиеся к SpaceX, предлагают первую, еще грузовую и более компактную версию той же платформы для высадки на земном спутнике людей. Как в ближайшие три года можно будет достигнуть ее готовности, пока неясно ни для кого за пределами Blue Origin / © NASA

Один из самых известных журналистов космической отрасли нашей эпохи Эрик Бергер опубликовал статью, во многом отражающую не только его взгляды, но и мнение ряда высокопоставленных администраторов NASA и других представителей космической отрасли США. В ней он повторил ранее высказанную точку зрения о том, что Штаты якобы проигрывают новую лунную гонку КНР и что Пекин высадит астронавтов на Луне до американцев (в 2029-2030 годах). По его мнению, SpaceX к этому моменту может не иметь готового к доставке людей на Луну Starship HLS.

Обозреватель переговорил с десятками анонимных источников в местной космической индустрии, чтобы собрать варианты плана «Б» — действий на случай, если SpaceX не справится с задачей вовремя. Среди них упоминают, например, «урезанный Starship HLS», чтобы его можно было использовать для доставки людей на Луну без орбитальной дозаправки. Бергер расценил вариант как рабочий, но отметил, что Маск его проигнорирует, поскольку Луна ему неинтересна, а для колонизации Марса урезанный Starship — лишь трата сил и средств на посторонние задачи.

Затем журналист упомянул вариант воссоздания лунного посадочного модуля NASA из 1960-х. Однако сам же пришел к выводу, что им могут заняться только традиционные игроки американской космической отрасли, бесполезные в нынешней гонке. Если в 1960-х они работали дорого, но быстро, то сегодня, в силу потери опытных кадров, действуют очень медленно, отчего явно не успеют что-то изменить.

Единственным реалистичным вариантом Бергер и его источники считают другой: экстренно поручить создание нового лунного посадочного модуля компании Blue Origin. Она основана раньше SpaceX, в 2000 году, и принадлежит более бедному конкуренту Маска Джеффу Безосу. То есть не относится к американскому «старому космосу» с его коррумпированностью и умеренно талантливыми кадрами управленцев.

Ее лунный модуль для доставки людей Бергер полагает возможным создать на основе грузового посадочного аппарата Blue Moon Mark 1 (MK1), который Blue Origin разрабатывала для доставки на Селену луноходов и иной полезной роботизированной нагрузки. Полная масса MK1 — 21,35 тонны, полезная нагрузка на лунной поверхности у него 3,0 тонны. То есть этот аппарат на 40 процентов массивнее лунного посадочного модуля программы «Аполлон».

Правда, его не разрабатывали для доставки астронавтов на Луну и обратно на окололунную орбиту. Поэтому на него надо добавить систему жизнеобеспечения на несколько суток и возможность взлета с лунной поверхности обратно на орбиту. Поскольку полезная нагрузка при этом снизится, сажать астронавтов придется на одном модуле, а забирать — вторым.

Полноразмерный макет Blue Moon Mark 1. Первый летный экземпляр такого аппарата должен быть запущен уже зимой 2026 года. Если, конечно. его не отложат, как многие другие испытания Blue Origin до того / © Eric Berger

И это не просто нетривиальные идеи одного журналиста. Бергер упоминает, что неназываемый представитель Blue Origin заявил об уверенности инженеров компании в том, что такой подход к высадке на Луне сработает. То есть обозреватель озвучил точку зрения игрока, желающего занять место SpaceX.

С технической точки зрения попытка замены Starship HLS на Blue Moon Mark 1 вызывает ряд вопросов. Последний использует кислород-водородное топливо. Температура кипения водорода намного ниже, чем у метана. Поэтому обеспечить нужное количество жидкого топлива в баках сложно (еще один аргумент в пользу двух модулей вместо одного).

Но чтобы воспользоваться вторым модулем для эвакуации, астронавтам придется пройти не один километр. Из опыта прежних посадок на Луну известно, что прилуняющийся посадочный модуль покрывает свои окрестности приличным слоем лунной пыли, угрожающей работе самых разных устройств — от солнечных батарей до скафандров (те травили воздух от лунной пыли).

Ограниченные возможности MK1 по полезной нагрузке означают, что луномобилей на его борту может и не быть, а пешее путешествие по Луне при существующем технологическом уровне американских скафандров — серьезная проблема даже для выносливых астронавтов.

Ранее Naked Science подробно разбирал, почему, вопреки сомнениям американской космической отрасли, Starship окажется на Луне до китайских космонавтов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
3 октября, 08:13
Адель Романова

Много лет считалось, что облака Венеры в основном состоят из серной кислоты и воды в них присутствует ничтожно мало. Такая картина сложилась во многом на основе данных зонда «Пионер-Венера», который пролетел через атмосферу планеты в 1978 году. Теперь выясняется, что эти данные были неверно интерпретированы.

3 октября, 12:40
Александр Березин

Доставку астронавтов на Луну быстрее китайцев предложили возложить не на SpaceX с 500 запусками на земную орбиту в портфолио, а на другую компанию. Общее число ее орбитальных запусков за четверть века существования — один.

3 октября, 12:20
Игорь Байдов

Миссия NASA DART завершилась не так, как планировали ученые, показав, насколько сложными могут быть последствия космического столкновения. Удар по астероиду Диморфу прошел успешно, но его орбита продолжала меняться еще месяц, хотя астрономы ожидали иного. Загадку пытались разгадать исследователи из Франции.

29 сентября, 15:09
Адель Романова

Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.

30 сентября, 13:22
Адель Романова

Если гипотетическая внеземная цивилизация живет возле очень старой и потому очень горячей звезды, она могла бы спасти свою планету от перегрева с помощью защитной астроинженерной конструкции. Астрофизики рассказали, как ее можно будет обнаружить с помощью новой обсерватории.

27 сентября, 14:07
Игорь Байдов

Резкий крен, падение в воздушную яму и тревожный сигнал ремней безопасности — знакомые ощущения для любого, кто часто летает. Для миллионов пассажиров турбулентность остается главным источником дискомфорта и страха в полете. Но авторы нового исследования обещают перевести ее из разряда непредсказуемых явлений в область точной науки. Они заявили о создании, возможно, самой передовой математической модели турбулентности, которая поможет сделать полет гораздо спокойнее.

20 сентября, 08:52
Александр Березин

Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

[miniorange_social_login]

Комментарии

14 Комментариев
1 2
2 часа назад
-
0
+
Маск истеричный, в этом основная претензия. И заслужено. А Безос медленный, но в плане контрактов придерживается бизнес-подхода, а не "женской логики"
    -
    0
    +
    1, "Маск истеричный, в этом основная претензия. И заслужено" Хотелось бы узнать, как его "истеричность" мешает ему в работе? И если мешает -- как так получилось, что любой другой игрок в американском космосе работает намного медленнее?
    +
      ещё комментарии
      1 2
      54 минуты назад
      -
      0
      +
      Ох, ну вы будто не видели новостей про Трампа и Маска! Конечно видели, вы же журналист. Ну вот значит видели и новости типа "военные шокированы заявлениями Илона Маска и торопят Безоса и ULA с разработкой альтернативы". Вот так и мешает истеричность, подрывает доверие клиентов к компании. А про сроки я ничего не говорил!
SuperTurg
4 часа назад
-
2
+
Коней на переправе менять нельзя - это же избитая истина, прямо аксиома, возведённая в абсолют. Как инженер, могу сказать, что такие колебания/шатания/шантаж не только демотивируют команду, но и действительно ничего хорошего не сулят для проекта в целом.
    Alexander Nazarov
    2 часа назад
    -
    0
    +
    SuperTurg, согласен. Вопрос о реальном времени реализации программы в обещанные сроки закрыт для общественности. Можем только гадать. Аргументы Березина Александра убедительны на основе открытых источников.С другой стороны надо помнить о закрытости для СМИ Китая.Чего и как они там добились - всегда загадка. И это правильно, на мой взгляд.
    1 2
    1 час назад
    -
    0
    +
    "Коней на переправе не меняют" это присказка, пословица. Придумана простым тёмным народом, столетия назад. Какое отношение к ракетной технике? Никакого.Есть конкретная ситуация, вот её и надо решать. Всё!
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      1, проблема в том, что ожидать ее решения от Блю Ориджин до первой половины 2029 года -- это не то что оптимизм. Это просто неучет всей технической истории Блю Ориджин. Это как если бы у вас были опасения проиграть в скачках, и чтобы избежать проигрыша вы выбрали вместо своей лошади трехногую.
        1 2
        44 минуты назад
        -
        0
        +
        Опять же, призываю оценивать конкретную ситуацию здесь и сейчас. Вчера или сегодня Дэвид Лимп из Blue Origin выложил видео прожига BE-7. Значит BE-7 готов. Blue Moon1 тоже вроде как готов, по-моему была новость что его увезди на тесты. Ну и ракета готова, ракета уже летала. И что из этого я должен игнорировать, "учитывая всю техническую историю BO"?
          Александр Березин
          2 минуты назад
          -
          0
          +
          1, я тоже призываю оценивать конкретную ситуацию здесь и сейчас. Полетов Нью Гленн на сегодня -- 1, штатно прошедших -- ноль. Полезной нагрузки им выведено -- ноль. ВЕ-7 готов? Первый Раптор был готов много лет назад. Это не значит, что Старшип сел на Луну много лет назад. "Blue Moon1 тоже вроде как готов," Как Нью Гленн к первому пуску этого года? Удачи тем, кто посадит на такое людей. " Ну и ракета готова, ракета уже летала." Ракета недодала тяги, отчего еле взлетела и перегрела стартовый стол сильно нерасчетно. Общая готовность системы Нью Гленн/БММк1 -- ноль испытательных полетов вместе. А для успеха на Луне нужны еще и полеты с посадкой и взлета с Луны. Вот как Блю Ориджин проведут такие испытания -- вот тогда и будет почва для оценок ее способности заменить СпейсИкс. Но вероятнее всего это случится уже после посадки и взлета с Луны Старшип ХЛС в беспилотном варианте. "И что из этого я должен игнорировать, "учитывая всю техническую историю BO"?" Как раз только с учетом технической истории ВО это все и можно понять.
Юрий Багов
7 часов назад
-
0
+
Кто-то Бергеру заплатил?) Кто бы это мог быть? И почему раньше дико топивший за Маска Бергер (сотрудник продемовского издания холдинга Conde Nast) вдруг стал лоббировать одного из основных финансиста демократов Безоса?
    Александр Березин
    7 часов назад
    -
    0
    +
    Юрий, Бергер не тот человек, чтобы взять деньги. Скорее, он пытается подколоть Маска: мол, шевелись, а то Безос обгонит. Правда, вряд ли Маск поведется.
    +
      ещё комментарии
      Иван Колупаев
      6 часов назад
      -
      0
      +
      Александр, в наше время "не те люди чтоб взять деньги" встречаются редко. Впрочем возможен вариант "В" когда человек действительно засомневался в возможностях Маска. Несгибаемый журналист у нас только один 😁
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно