11.02.2020
Мария А.
13 425

Трамп запросил для NASA рекордные 25,2 миллиарда долларов

4.9

Администрация Дональда Трампа предложила выделить NASA более 25 миллиардов долларов — рекордный бюджет для космического агентства. Такое финансирование позволит поддержать инновационные программы, которые помогут вернуть астронавтов на спутник Земли к 2024 году.

Глава NASA Джим Брайденстайн и президент США Дональд Трамп, 2018 год / © Alex Wong, Getty Images / Автор: Иван Беляев

Администрация президента США Дональда Трампа запросила 25,2 миллиарда долларов для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в 2021 финансовом году, сообщает The Washington Post. Как отметил глава NASA Джим Брайденстайн, если конгресс одобрит предложенный Белым домом план, то агентство получит рекордный бюджет за всю свою историю.

Согласно документам, обнародованным на сайте NASA, почти половину, 12,3 миллиарда долларов, собираются потратить на новые и уже реализуемые проекты, цель которых — возвращение астронавтов на Луну и полеты на Марс. В частности, 3,3 миллиарда из озвученной суммы может пойти на разработку лунного посадочного модуля, четыре миллиарда — на освоение дальнего космоса, 1,4 миллиарда — на капсулу Lockheed Martin Orion (она доставит астронавтов на Луну и вернет обратно на Землю), еще 385 миллионов — на наземные системы, необходимые для лунной программы.

На финансирование Международной космической станции дадут 1,4 миллиарда долларов, на научные исследования в области космоса — 6,3 миллиарда, в том числе 2,66 миллиарда направят на планетологию, 831 миллион — на астрофизику, 1,77 миллиарда — на науку о Земле. Еще 414,7 миллиона выделят на заключительный этап работ по запуску космического телескопа имени Джеймса Уэбба (общая стоимость аппарата — 9,7 миллиарда). При этом с каждым годом предполагается увеличение общего бюджета агентства: 27,2 миллиарда долларов в 2022 финансовом году, 28,6 миллиарда — в 2023-м, 28,1 — в 2024-м и 26,3 — в 2025-м.

Глава NASA Джим Брайденстайн обсуждает предложения по бюджету на 2021 финансовый год, 10 февраля 2020 года, Космический центр имени Джона Стенниса в Миссисипи / © NASA

Что касается конкретно финансирования лунной программы «Артемида» (Artemis), то в целом в нее вложат порядка 35 миллиардов долларов (вплоть до 2024 года).

«В проекте бюджета предполагается увеличение на 12% (финансирования космического ведомства по сравнению с 2020 финансовым годом. — Прим. ред.). Поддержка со стороны президента усилилась как раз в тот момент, когда мы закладываем основы для первой высадки женщины и очередной высадки мужчины на южный полюс Луны к 2024 году. Этот бюджет позволит нам четко следовать намеченному плану. <…> Впервые с момента реализации программы “Аполлон” у нас есть прямое финансирование на создание посадочного модуля», — заявил Брайденстайн.

Планы NASA на 2020 год

«Америка ведет мир в новую эру освоения космоса, когда состоится полет мужчины и первой женщины на Луну в 2024 году. Это обеспечит устойчивое присутствие на поверхности Луны. <…> Соединенные Штаты и наши международные и коммерческие партнеры будут получать опыт, развивать технологии и системы, которые понадобятся, чтобы в итоге отправить людей на Марс. Эти усилия помогут Америке оставаться мировым лидером в освоении космоса», — уточняется в документах, опубликованных Белым домом. Пока не ясно, одобрит ли такие рекордные траты американский конгресс. На 2020 финансовый год конгрессмены одобрили финансирование в размере 22,6 миллиарда.

Все четыре двигателя установили на первую ступень ракеты SLS для миссии Artemis I / © NASA

В декабре 2017-го Трамп подписал директиву о возрождении лунной программы США: тогда американский лидер пообещал, что астронавты не только «поставят свой флаг и оставят свои следы» на земном спутнике, но и заложат основу для «возможной миссии на Марс» и полетов «к другим мирам». В прошлом году вице-президент Майк Пенс, председатель Национального космического совета, установил срок для возвращения американцев на Луну — 2024 год, — хотя ранее NASA планировало высадиться на спутник в 2028-м.

Первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, которая будет использоваться для запуска корабля «Орион», сейчас находится в Космическом центре имени Джона Стенниса в Миссисипи, где она готовится к испытаниям своих четырех главных двигателей. Если тесты будут успешными, SLS и «Орион» отправятся в полет вокруг Луны уже в этом году (хотя есть информация о том, что запуск могут перенести на 2021-й).

NASA готовит ступень ракеты Artemis I SLS для перевозки на баржу Pegasus, январь 2020 года / © NASA

Во время первого пуска в рамках миссии «Артемида-1» не предполагается присутствие экипажа. На лунную орбиту люди попадут в составе миссии «Артемида-2», которая состоится в 2022-2023 годах. Непосредственно высадка человека на поверхность земного спутника запланирована в 2024 год (миссия «Артемида-3»).

В долгосрочной перспективе NASA хочет отправиться в пилотируемый полет к Красной планете, и именно «Артемида», как утверждают представители агентства, поможет «разработать технологии и стратегии, которые можно усовершенствовать на Луне перед отправлением на Марс».