Гуманитарий или технарь: кто ты будешь такой? — Naked Science
10.11.2019
Редакция
5

Гуманитарий или технарь: кто ты будешь такой?

3.7

Кто-то еще со школы записался в технари: «были хорошие оценки по математике», другие безнадежно махнули на себя рукой: «гуманитарий». Да только не все так просто – чистых гуманитариев и технарей в природе очень мало: всего 1­­–2%, тем более что определиться с этим не так легко, как кажется. Не говоря уже о том, что есть другие категории, например естественники.

Детство Шелдона
Кадр из сериала “Детство Шелдона”

Не упрощайте

Но для начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к какой категории можно отнести того или иного человека.

Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени. Но главное, школьные оценки, вопреки расхожему мнению, очень мало говорят об истинных способностях.

Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).

А во-вторых, любовь к тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету навсегда.

Кроме того, вешая на ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок, родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается «сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю жизнь занимался не тем.

А еще нередко бывает так, что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей, которые тоже входят в сферу его способностей?..

Все такие разные

И все-таки определить, каких наклонностей у нас больше, а каких меньше, можно. Для этого существуют специальные тесты. Не те развлекательные, которыми забит Интернет, а сложные, с множеством разноплановых вопросов. Именно они способны показать, какую сферу стоит выбирать для будущей профессии. Хотя их тоже нельзя назвать истиной в последней инстанции. Все по той же причине – чистых гуманитариев и технарей в природе примерно один-два на целую сотню. Да и итоги таких тестов часто носят вполне обобщенный характер. А ведь даже если человек стопроцентно является гуманитарием, это не означает, что он в равной степени сможет работать, например, литературным критиком, переводчиком, психологом или юристом. Все эти профессии хотя и относятся к гуманитарным, совершенно разные, и для того чтобы реализовать себя в них, нужны не только определенные способности, но и разный характер, и даже темперамент!

То же самое с технарем. Любая деятельность человека опирается на целый комплекс способностей. Математические таланты, конечно, нужны для инженера, но не менее важны пространственный интеллект и высокий уровень внимания. Да и сами математические способности опираются на целый ряд других – аналитические, комбинаторные, арифметические. Есть множество взрослых людей, которые реально с трудом складывают в уме простые арифметические примеры, но при этом отлично решают задачи по высшей математике и геометрии.

Так что помимо тестов, как ни странно, хорошо бы уметь следовать своей интуиции и, конечно, наблюдать. Если вы родитель – за ребенком, если еще пока не определившийся взрослый – за собой. Очень редко встречаются и «чистые» типажи. Итак…

Гуманитарий или технарь?

Гуманитарии любят общаться. И не просто общаться: они прекрасные ораторы. У вас, конечно, был знакомый, который, ничего не зная, прекрасно отвечал на экзамене. Так вот, в этот момент за него отвечал его внутренний гуманитарий. Такие люди могут поддержать беседу с любым или почти любым человеком, они умеют находить подход к людям, потому что, как правило, не так резки и прямолинейны, а главное, не так уверены в своей правоте, как это часто бывает с людьми с техническим складом ума. Гуманитарии признают несовершенство своих мыслей, часто сомневаются относительно своего видения ситуации и признают зависимость от обстоятельств извне.

Гуманитариев интересует внутренний мир человека, технарей – внешний или придуманный ими абстрактный мир цифр. Первые, как правило, более эмоциональны по сравнению со вторыми. Они ранимы, у них лучше развито образное мышление, им лучше дается изучение языков, они часто любят писать сочинения и даже стихи. Зачастую гуманитарии менее амбициозны и довольствуются малым и, имея огромный багаж знаний, готовы работать за копейки – педагогом, архивариусом или библиотекарем.

А кто же такой человек-технарь? По сути, его можно назвать некой противоположностью описанному типу. Он малообщителен (иногда крайне), целеустремлен, настойчив, амбициозен, энергичен и уверен в себе (или даже самоуверен). Знает себе цену и не готов работать за низкую зарплату. Его мышление отличается четкостью, логикой, последовательностью и высокой скоростью.  

Впрочем, снова оговоримся: весь комплекс этих черт может быть присущ только ярко выраженному гуманитарию или технарю, подавляющее же большинство людей относится к смешанным типам.

Естественно-научный тип

Или, как его еще называют, «естественник». Такие люди проявляют большой интерес к наукам, которые нельзя назвать ни гуманитарными, ни точными: биология, палеонтология, антропология, археология, химия, география и т. д. Они страстно обожают что-то исследовать, за чем-то наблюдать и способны делать это годами. Устойчивы к «нудной работе», внимательны. Основной вопрос, который задают себе естественники: как устроен мир (или его составляющие)?

Именно эти люди в детстве мучают взрослых вопросами о том, почему деревья качаются, а луна – круглая. Ярко выраженного гуманитария, к примеру, могут не волновать подобные темы, и он будет задавать меньше вопросов об устройстве мира.

Тем не менее естественно-научный тип, как правило, тоже не бывает «чистым» – бОльшая часть людей делится либо на естественно-гуманитарный тип, либо на естественно-технический. А ведь еще бывают так называемые «творцы», хотя их редко выделяют в отдельную категорию, относя к гуманитариям. Это художники, дизайнеры, актеры, модельеры и прочие профессии искусства.

Системы способностей

Логическо-математические. И здесь опять же важны не оценки в школе, а прежде всего способность к последовательному мышлению, обобщению, умение оперировать системой символов, легко переходить от прямого к обратному ходу мыслей. Из таких людей получаются отличные математики, исследователи в различных дисциплинах и даже философы.

Пространственные. Такие люди видят мир в образах и способны сами их создавать. Это будущие чертежники, инженеры, художники и дизайнеры.

Социальные. Главная стезя таких людей – общение. Они очень хорошо чувствуют другого человека, понимают его состояние. Одарены так называемым «социальным интеллектом» – из них выходят отличные учителя, политики и продавцы.

Оценивающие. Эти люди тоже отлично разбираются в психологии и прежде всего умеют оценивать характерные черты личности, точно улавливая мотивы того или иного поведения. У них отлично развита рефлексивность. Из таких людей выходят хорошие психологи, врачи, социальные работники и юристы.

Кинестетические. Интеллект кинестетика присущ тем, кто работает в движении, находя в этом и удовольствие, и смысл жизни. Это прежде всего спортсмены, танцоры, а еще очень часто хирурги.

Лингвистические. С этим понятно: такие люди обладают лингвистическими способностями и творческим воображением: поэты, писатели, переводчики, историки.

Музыкальные. Этим людям присуще чувство ритма, размера, тона и интонации – они не слышат, а чувствуют музыку. Профессия – музыкант.

И снова дотошные психологи говорят, что ни один из этих типов интеллекта не существует по отдельности. Все они смешаны между собой, правда, часто в определенных комбинациях. Их можно выделить так: интеллектуалы-аналитики, художественно одаренные, лидеры и организаторы, психомоторно одаренные и способные к специфическому обучению (например, к литературе или музыке).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 13:03
Мария Азарова

Исследование микробиома кишечника, проведенное японскими и американскими учеными, предоставляет один из потенциальных ключей к долголетию и лечению бактериальных инфекций.

31 июля
Илья Ведмеденко

Таким образом, астронавтов с высокой вероятностью на поверхность спутника Земли доставит модернизированный Starship.

Вчера, 12:05
Ольга Иванова

Польские исследователи узнали, какой определяющий фактор стоит за убежденностью людей не вакцинироваться от коронавирусной инфекции.

27 июля
Сергей Васильев

Окаменелости возрастом более 3,4 миллиарда лет могут быть остатками микробов-архей, живших и выделявших метан у гидротермальных источников на дне ископаемого моря.

Позавчера, 13:03
Мария Азарова

Исследование микробиома кишечника, проведенное японскими и американскими учеными, предоставляет один из потенциальных ключей к долголетию и лечению бактериальных инфекций.

28 июля
Мария Азарова

Член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов рассказал о проблемах, сопровождающих модуль «Наука» на пути к МКС, и объяснил, почему на долгожданную стыковку будет всего одна попытка.

25 июля
Александр Березин

До массовой термоядерной энергетики 20 лет — и всегда будет 20 лет. Это незатейливая шутка сама стала старой еще 20 лет назад. Общество расстраивается от того, что термояд все никак не могут вывести на промышленный уровень. И лишь Илон Маск считает, что термоядерный реактор вовсе не нужен. Внимательный анализ показывает, что он прав. Даже если все технические проблемы термоядерной энергетики чудесным образом разрешатся, у нее не будет шансов вытеснить конкурентов. Как так вышло, и что тогда спасет человечество от энергетического кризиса?

13 июля
Ольга Иванова

Международная команда ученых идентифицировала ДНК из почвы в грузинской пещере. Благодаря этому исследователям удалось восстановить геном человека возрастом 25 тысяч лет, не имея никаких скелетных останков.

8 июля
Василий Парфенов

Подросток из бельгийского города Остенде стал вторым самым юным обладателем высшего образования в обозримой истории. Он с отличием окончил курс физики в Антверпенском университете и теперь собирается защитить магистерскую степень, а затем и докторскую диссертацию в этой области. Цель у него простая и понятная: увеличение продолжительности жизни человека вплоть до полного бессмертия за счет замены частей тела и органов механическими или искусственными.

[miniorange_social_login]

Комментарии

5 Комментариев

12.11.2019
-
0
+
Автор, вы удивитесь, но и гуманитарии в технарей превращаются легко и непринуждённо. А конкретики и правда не хватает - хотя бы ссылки на тесты привели: детям было бы интересно. P.S. Способности, конечно, отрицать сложно, однако 100% гуманитариев, технарей или естественников не бывает, это лишь вопрос мотивации: как говорится, "ничего нет невозможного для человека с интеллектом". А выводы вроде "Гуманитарии любят общаться", "человек-технарь... малообщителен (иногда крайне)" и далее -- вообще бред сивой кобылы.
12.11.2019
-
0
+
И да статья ни о чем. Все ждал когда предложат хоть что-то конкретное а звучали лишь общие фразы о том, что и так всем известно или можно легко догадаться. Наверное я все же больше технарь, а статью писал ярко выраженный гуманитарий.
11.11.2019
-
0
+
Как лихо автор археологию в естественные науки записал - она хоть и находится на стыке дисциплин, но явно не может считаться естественнонаучной.
10.11.2019
-
0
+
Посоветуйте, пожалуйста, где можно пройти специальный тест для определения наклонностей. Заведомо спасибо!
01.12.2020
-
0
+
Опять какой-то псих спамит в древней теме
Подтвердить?
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: