24.10.2015
Редакция Naked Science

Марсианская реальность: Настоящие технологии в фантастическом фильме

4.0

30 октября 1938 года Земля пережила первую атаку марсиан. О нападении существ с Красной планеты сообщила радиостанция CBS. Трансляция постановки «Войны миров» в исполнении актеров под руководством Орсона Уэллса невольно повергла в панику более миллиона радиослушателей и обеспечила неослабевающий интерес к Марсу, который с годами его исследования, похоже, только нарастает.

Марсианин

Новым киноблокбастером стал фильм «Марсианин», главный герой которого – биолог-астронавт – должен в одиночку выживать на недружелюбной поверхности планеты. Наряду с фантастикой в киноленте есть и много непридуманного. О реальных технологиях в «Марсианине» рассказали в NASA.

Дом, милый дом

©nasa.gov

Главный герой фильма, астронавт Марк Уотни прячется от пыльных бурь в обитаемом модуле – Hub. В будущем такие жилища, безусловно, появятся на Марсе, чтобы астронавты не проводили дни (а точнее, солы) лежа в скафандре на скалах. Пока же в Космическом центре имени Линдона Джонса NASA будущие покорители космоса тренируются в модуле Human Exploration Research Analog (HERA), имитирующем земное жилище. Это двухэтажная автономная конструкция, включающая жилые помещения, мастерские, туалеты и модуль воздушного шлюза. Сейчас в рамках эксперимента люди живут в HERA две недели, однако это время хотят увеличить до 60 дней.

Аграрии Марса

©nasa.gov

Одним из главных успехов Уотни на Марсе стал выращенный с помощью… скажем так, органического вещества картофель. Возможность перебоев с доставкой еды в космос постоянно прорабатывается. Даже экспресс-доставка ужина на Красную планету заняла бы не менее 9 месяцев – так что лучше быть готовыми. В рамках проекта Veggie астронавты на МКС уже вырастили салат, красный ромэн. «Это очень вкусно и похоже на рукколу», – рассказал после дегустации Скотт Келли.

Воздух и вода

©nasa.gov

Несмотря на недавно обнаруженные «марсианские реки», питьевая и техническая вода на Красной планете актуальна. Герой фильма, чтобы не умереть от обезвоживания организма, придумывает хитрый трюк с водородом. Между тем уже сейчас в распоряжении астронавтов есть система дистилляции воды WRS (Water Recovery System). Ее успешно используют не только на Международной космической станции, но и на Земле во время стихийных бедствий или в районах, оставшихся без воды. Суть системы заключается в переработке старой воды (в том числе мочи) в новую, годную к употреблению. Точно так же и с воздухом. Марк Уотни использовал созданный им «оксигенератор», создававший кислород из топливного генератора марсохода MAV (Mars Ascent Vehicle). На МКС для этих целей используется Oxygen Generation System. Методом электролиза система производит кислород из углекислого газа, который выдыхает человек. Сейчас NASA работает над тем, чтобы максимально увеличить объем производимого кислорода: это пригодится в полете к Марсу.

Марсианский транспорт

©nasa.gov

Когда люди достигнут поверхности Марса, им придется пробыть на нем не менее года, пока планета не окажется в позиции, наиболее удобной для минимизации пути экипажа домой. У людей будет достаточно времени для изучения планеты. В «Марсианине» главный герой вовсю использует ровер, модернизируя его фактически на ходу. Одной из разработок NASA в этой области стало многофункциональное передвижное устройство Multi-Mission Space Exploration Vehicle (MMSEV). Это вездеход на шести маневренных поворачивающихся колесах. Если одно из них пришло в негодность – колесо просто снимается, и MMSEV продолжает путь. Кроме Марса вездеход поможет в освоении астероидов и в других миссиях космического агентства.

Ионный двигатель

Экипаж корабля «Гермес» в фильме использует для путешествия ионный ракетный двигатель, который успешно помогает преодолеть расстояние в несколько десятков миллионов километров. Двигатель работает на газе – аргоне или ксеноне, – выталкивая ионы со скоростью около 200 тыс. миль в час. Подобные технологии уже сегодня позволяют некоторым аппаратам NASA, к примеру, зонду Dawn, существенно понизить расход топлива и выполнять некоторые безумные маневры. Сейчас в агентстве заняты разработкой нового поколения ионных двигателей в рамках проекта NEXT (NASA’s Evolutionary Xenon Thruster).

Энергия Солнца

На Марсе нет заправок и электростанций, поэтому использование там солнечных панелей представляется разумным. Марк Уотни так и поступил. И не только он. На Международной космической станции сегодня работают четыре комплекта солнечных батарей, способных генерировать до 120 кВт энергии – этого хватит для жизнеобеспечения 40 домов. Для станции такое количество энергии излишне, но сможет помочь в случае форс-мажора. Работают эти комплекты на МКС с 2000 года и, по словам участников космической экспедиции, очень надежны. Предназначенный для межзвездных полетов корабль NASA «Орион» также планирует использовать в будущих миссиях солнечные панели. Они смогут аккумулировать энергию во время перезарядки бортовых литий-ионных батарей.