Марсианская реальность: Настоящие технологии в фантастическом фильме — Naked ScienceNaked Science
24.10.2015, 07:08
Naked Science

Марсианская реальность: Настоящие технологии в фантастическом фильме

30 октября 1938 года Земля пережила первую атаку марсиан. О нападении существ с Красной планеты сообщила радиостанция CBS. Трансляция постановки «Войны миров» в исполнении актеров под руководством Орсона Уэллса невольно повергла в панику более миллиона радиослушателей и обеспечила неослабевающий интерес к Марсу, который с годами его исследования, похоже, только нарастает.

Новым киноблокбастером стал фильм «Марсианин», главный герой которого – биолог-астронавт – должен в одиночку выживать на недружелюбной поверхности планеты. Наряду с фантастикой в киноленте есть и много непридуманного. О реальных технологиях в «Марсианине» рассказали в NASA.

Дом, милый дом

©nasa.gov

Главный герой фильма, астронавт Марк Уотни прячется от пыльных бурь в обитаемом модуле – Hub. В будущем такие жилища, безусловно, появятся на Марсе, чтобы астронавты не проводили дни (а точнее, солы) лежа в скафандре на скалах. Пока же в Космическом центре имени Линдона Джонса NASA будущие покорители космоса тренируются в модуле Human Exploration Research Analog (HERA), имитирующем земное жилище. Это двухэтажная автономная конструкция, включающая жилые помещения, мастерские, туалеты и модуль воздушного шлюза. Сейчас в рамках эксперимента люди живут в HERA две недели, однако это время хотят увеличить до 60 дней.

Аграрии Марса

©nasa.gov

Одним из главных успехов Уотни на Марсе стал выращенный с помощью… скажем так, органического вещества картофель. Возможность перебоев с доставкой еды в космос постоянно прорабатывается. Даже экспресс-доставка ужина на Красную планету заняла бы не менее 9 месяцев – так что лучше быть готовыми. В рамках проекта Veggie астронавты на МКС уже вырастили салат, красный ромэн. «Это очень вкусно и похоже на рукколу», – рассказал после дегустации Скотт Келли.

Воздух и вода

Марсианский транспорт

©nasa.gov

Когда люди достигнут поверхности Марса, им придется пробыть на нем не менее года, пока планета не окажется в позиции, наиболее удобной для минимизации пути экипажа домой. У людей будет достаточно времени для изучения планеты. В «Марсианине» главный герой вовсю использует ровер, модернизируя его фактически на ходу. Одной из разработок NASA в этой области стало многофункциональное передвижное устройство Multi-Mission Space Exploration Vehicle (MMSEV). Это вездеход на шести маневренных поворачивающихся колесах. Если одно из них пришло в негодность – колесо просто снимается, и MMSEV продолжает путь. Кроме Марса вездеход поможет в освоении астероидов и в других миссиях космического агентства.

Ионный двигатель

Экипаж корабля «Гермес» в фильме использует для путешествия ионный ракетный двигатель, который успешно помогает преодолеть расстояние в несколько десятков миллионов километров. Двигатель работает на газе – аргоне или ксеноне, – выталкивая ионы со скоростью около 200 тыс. миль в час. Подобные технологии уже сегодня позволяют некоторым аппаратам NASA, к примеру, зонду Dawn, существенно понизить расход топлива и выполнять некоторые безумные маневры. Сейчас в агентстве заняты разработкой нового поколения ионных двигателей в рамках проекта NEXT (NASA’s Evolutionary Xenon Thruster).

Энергия Солнца

На Марсе нет заправок и электростанций, поэтому использование там солнечных панелей представляется разумным. Марк Уотни так и поступил. И не только он. На Международной космической станции сегодня работают четыре комплекта солнечных батарей, способных генерировать до 120 кВт энергии – этого хватит для жизнеобеспечения 40 домов. Для станции такое количество энергии излишне, но сможет помочь в случае форс-мажора. Работают эти комплекты на МКС с 2000 года и, по словам участников космической экспедиции, очень надежны. Предназначенный для межзвездных полетов корабль NASA «Орион» также планирует использовать в будущих миссиях солнечные панели. Они смогут аккумулировать энергию во время перезарядки бортовых литий-ионных батарей.