«Роскосмос» запатентовал двигатель для самолета, способного запускать космические ракеты — Naked Science

Космическое ведомство России получило патент на двигатель, который можно будет использовать для реализации концепции воздушного старта.

Как сообщает РИА Новости, «Роскосмос» получил патент на схему авиационного двигателя, который можно использовать для кратковременного полета с гиперзвуковой скоростью и запуска в космос ракет. Речь идет о комбинированном двигателе, который совмещает потенциал воздушно-реактивного и жидкостного ракетного двигателей.

Перспективный двигатель «может быть использован для создания авиационно-космической системы горизонтального старта или же для создания самолета, который будет иметь возможность осуществлять кратковременный полет с гиперзвуковой скоростью», пишет РИА Новости.

Основная концепция предполагает создание самолета, способного взлетать с обычного аэродрома и набирать скорость до шести Махов. Он будет играть роль первой ступени, используемой для старта космических ракет. Такой метод запуска ракет называют воздушным стартом.

Концепцию активно развивали и в советские годы, и в современной России. Еще в 80-е начались работы над проектом многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), состоящей из самолета-носителя и орбитального космоплана. В качестве носителя космического корабля должен был выступать Ан-225 «Мрия». Проект авиационно-космической системы так и не реализовали.

В феврале этого года российская компания «Исон» продемонстрировала, как может выглядеть перспективный орбитальный самолет, использующий метод воздушного старта. В качестве носителя космоплана должен выступать самолет М-55 «Геофизика», который разрабатывали в качестве разведчика.

Стоит сказать, что подобные разработки есть и на Западе. Напомним, в апреле стало известно о первом полете самого большого самолета — Scaled Composites Stratolaunch Model 351. Его видели в качестве основы системы, которая позволяла бы запускать в космос различные аппараты. Вскоре после первого полета появилась информация о сворачивании проекта и выставлении самолета на продажу.

В целом многие эксперты скептично оценивают концепцию воздушного старта: грузоподъемность самолетов-носителей позволяет запускать только небольшие аппараты с ограниченной нагрузкой. Кроме того, систему называют сложной и потенциально дорогой. Она может окончательно стать частью истории после повсеместного распространения частично многоразовых ракет, таких как Falcon 9 от компании SpaceX, которые позволят сделать космические пуски дешевле.