Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.12.2021
Александр Березин
17
9 606

«Ангару-А5» впервые запустили с новым разгонным блоком (Upd.)

5.2

Он значительно повышает потенциальные возможности ракеты в сравнении с более ранними образцами «Ангары». Как и в прошлые три испытательных запуска ракет этого семейства, полезная нагрузка была представлена макетом.

Запуск «Ангары-А5» с Плесецка / ©Роскосмос

Двадцать седьмого декабря с космодрома Плесецк в Архангельской области военно-космические силы запустили «Ангару-А5» с новым разгонным блоком «Персей». Емкость его баков увеличили, поэтому, хотя потенциальные возможности ракеты по выводу полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту не изменились, на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) она может вывести 3,6 тонны, а не как ранее 2,8 тонны. Это достаточно значимое изменение, поскольку крупные спутники военного назначения могут иметь большой вес, в том числе для геостационарных орбит.

Пуск прошел штатно, через 12 минут после старта «Персей» с макетом полезной нагрузки отделился от третьей ступени «Ангары». Все три ступени упали в назначенных районах, головной обтекатель носителя тоже отделился вовремя. Согласно программе полета, через девять часов после отделения разгонный блок, спустя четыре цикла включения двигателей, должен выйти на расчетную — геостационарную — орбиту.

«Ангара-А5» — кислород-керосиновая ракета массой около 773 тонн с полезной нагрузкой на низкой околоземной орбите в 24,5 тонны. До сих пор состоялось только три пуска ракет этого семейства: в 2014 году (по одному пуску легкой «Ангары-1.2ПП и «Ангары-А5») и 2020-м (одна «Ангара-А5»). Новый пуск стал четвертым. Для начала нормального серийного использования этой ракеты считается необходимым провести пять испытательных запусков. Поэтому завершение испытаний ожидается уже в 2022 году, а начало серийного производства нового изделия — с 2023-го.

Ракета на стартовом столе в Плесецке / ©Роскосмос

Плюсом «Ангары» называют то, что она не использует довольно ядовитый гептил, как грузовые «Протоны». На ракетах с гептилом не выводят людей, поэтому «Протоны» не могли использовать для пилотируемых запусков, а для «Ангары» в будущем такие запуски (пока) планируются. О минусах и иных особенностях «Ангары» в современных условиях можно прочитать в недавнем материале Naked Science.

Стоимость программы создания ракеты на сегодня неясна. В 2012 году глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин сообщил, что уже к тому моменту на «Ангару» (еще не летавшую) потратили 160 миллиардов рублей — примерно пять миллиардов долларов по курсу тех лет. Спустя год Олег Остапенко — на тот момент руководитель «Роскосмоса» — назвал цифру в 100 миллиардов рублей.

В 2018-м глава научно-технического совета космического ведомства Юрий Коптев заявил, что всего на программу направили 110 миллиардов. По всей видимости, либо ныне покойный Поповкин зачем-то беспощадно завышал стоимость создания «Ангары», либо после него представители «Роскосмоса» ее не менее решительно занижали. Достоверно установить, кто из них неправ, не позволяет состояние доступной на сегодня базы источников.

Upd: Согласно ряду пока ничем не подтвержденных источников, разгонный блок «Персей» испытал проблемы со вторым из запланированных включений, из-за чего на данный момент график вывода макета полезной нагрузки по времени нарушен. Неясно, является ли проблема программной и может ли быть исправлена. Если это не получится сделать, то вывести макет на целевую геостационарную орбиту не удастся, и это будет замечено наблюдателями по всему миру.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 18:06
Василий Парфенов

Украинская частная космическая компания Promin Aerospace, несмотря на сложную обстановку в стране, продолжает работу над ракетой оригинальной конструкции. Первый тестовый запуск намечен на первую половину 2023 года. В свежем интервью основатель стартапа рассказал, что даже если прототип не получится отправить в полет на родине, сроки не должны сильно измениться.

Позавчера, 13:24
Александр Березин

Глава Daimler Мартин Даум и Билл Гейтс в разное время, но вполне единодушно отмечали, что законы физики делают грузовую фуру — ключевой элемент современных перевозок — несовместимой с чистой электротягой. Многотонная батарея отнимает слишком много пространства и веса у коммерческого груза, поэтому проекты Tesla Semi Дауму и Гейтсу представлялись «непрактичными». А теперь Илон Маск наконец начал поставки этого грузовика — и просачивающиеся данные о его реальной массе показывают, что Гейтс и Даум ошибались. Как Маску удалось то, что все в один голос считали настолько невозможным, что никто даже не попытался составить ему конкуренцию? И почему это изменит мир вокруг нас?

Вчера, 15:23
Ольга Иванова

Оказалось, за накопление жира после периода ограничения в питании ответственен определенный тип кишечных бактерий. Китайские ученые назвали способ борьбы с этими микроорганизмами.

2 декабря
Алиса Гаджиева

Серию секретных рисунков и надписей, добавленных таинственной женщиной-переписчицей, обнаружили в рукописи возрастом более 1200 лет.

Позавчера, 13:24
Александр Березин

Глава Daimler Мартин Даум и Билл Гейтс в разное время, но вполне единодушно отмечали, что законы физики делают грузовую фуру — ключевой элемент современных перевозок — несовместимой с чистой электротягой. Многотонная батарея отнимает слишком много пространства и веса у коммерческого груза, поэтому проекты Tesla Semi Дауму и Гейтсу представлялись «непрактичными». А теперь Илон Маск наконец начал поставки этого грузовика — и просачивающиеся данные о его реальной массе показывают, что Гейтс и Даум ошибались. Как Маску удалось то, что все в один голос считали настолько невозможным, что никто даже не попытался составить ему конкуренцию? И почему это изменит мир вокруг нас?

2 декабря
Анна Новиковская

Найти лекарство от старости — заветная мечта человечества, но вполне может оказаться, что для мужчин и для женщин их придется разрабатывать по отдельности. Во всяком случае, один из самых многообещающих антивозрастных препаратов, рапамицин, по-разному воздействовал на самцов и самок дрозофил, продлив жизнь одним и не повлияв на других.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

2 декабря
Алиса Гаджиева

Серию секретных рисунков и надписей, добавленных таинственной женщиной-переписчицей, обнаружили в рукописи возрастом более 1200 лет.

19 ноября
Анна Новиковская

В последний раз черношейного фазанового голубя видели еще в 1882 году, и с тех пор ученые не знали, живет ли еще в лесах острова Фергуссон эта красивая птица. Теперь, наконец, им повезло: одна из камер запечатлела представителя редчайшего подвида фазановых голубей.

[miniorange_social_login]

Комментарии

17 Комментариев

29.12.2021
-
0
+
Макет нагрузки 100 % такой же как был на Энергии при первом пуске - рассказывали о макете который не долетел а упал, и только через несколько лет оказалось что это был военный спутник.
UNS
28.12.2021
-
0
+
РБ судя по всему болтается на низкой орбите, не падает и не летит дальше. Там криогенное топливо, которое может неуправляемо сдетонировать, так лучше это сделать управляемо, снять его нудолем.
Мне вот лично непонятно, новость, которую Березина редакция написать заставила, вроде бы про запуск, и тут же он с пятого абзаца начинает набрасывать про деньги (намек на "лучше б пенсионерам раздали?"). Можно ж было написать про стартовые проблемы, про характеристики вывода, возможности, которые дает старт, но нет - переводит внимание на бабки. Ну и потом добавляет: "так оно еще и с проблемами!" Хотя там же по ссылке про проблемы одним из пользователей очень правильно отписался: "Это [проблемы с отделением ступеней и другие] нормально для первого полета нового РБ. Посмотрят телеметрию, найдут ошибку. Наверняка как обычно ошибка на поверхности и обидная . Даже примета такая есть, что если с первого раза прошло все гладко то надо насторожиться - дефекты остались не выявлены. Отличие космонавтики от земных дел, что многое можно проверить только в полете."
    После четвертого абзаца в развернутой новости принято давать бэкграунд. Я его дал. Стоимость разработки Ангары интересна в контексте выбора решений (например, на разработку Старшипа пока еще 5 млрд долларов не ушло) Про то, что проблемы нормальны для испытаний взрослым людям, мне кажется, объяснять не нужно, поэтому я и не стал.
28.12.2021
-
0
+
Разгонный блок с макетом нагрузки планируется потом сводить с геостационарной орбиты?

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: