• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.12.2021
Сергей Васильев
29 771

Зарегистрирована гамма-вспышка внегалактического магнетара

4.7

Инструменты на борту МКС зарегистрировали масштабный гамма-всплеск, выброшенный нейтронной звездой в далекой галактике.

Вспышка магнетара глазами художника
Вспышка магнетара глазами художника / © Universitat de València / Автор: Татьяна Соловьёва

После гибели массивных звезд, недостаточно больших для образования черной дыры, остаются невероятно плотные объекты — нейтронные звезды. Некоторые из них сохраняют экстремально сильное магнитное поле, достигающее сотен миллиардов тесл (для сравнения, индукция магнитного поля Земли составляет порядка 0,00001 тесла). К тому же такие объекты — магнетары — способны быстро вращаться, время от времени выбрасывая внезапные и чрезвычайно мощные потоки излучения, которые регистрируются в виде гамма-всплесков.

Многие подобные вспышки приходят от источников в пределах нашей Галактики, однако недавно астрономы заметили куда более далекий сигнал. Всплеск GRB 2001415 удалось связать с галактикой NGC 253, расположенной в созвездии Скульптора, на расстоянии около 11 миллионов световых лет. Об этом ученые из нескольких европейских стран пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

Для наблюдения использовали инструмент ASIM — рентгеновский и гамма-лучевой детектор, работающий на борту МКС и предназначенный прежде всего для регистрации вспышек в верхних слоях земной атмосферы. Всплеск GRB 2001415 был замечен 15 апреля 2020 года: он длился около 160 миллисекунд, за которые, по оценкам астрономов, было выброшено порядка 1046 эрг энергии — столько Солнце выделяет за сотню тысяч лет. Величина магнитного поля магнетара достигает 1016 гаусс.

По-видимому, подобные гамма-всплески происходят в результате случайных возмущений в магнитном поле нейтронной звезды. Возникающие при этом альвеновские волны вызывают сотрясения поверхности, достигая и более глубоких слоев. Вспышка завершается пересоединением силовых линий магнитного поля, и магнетар вновь «замолкает». «Как будто он хотел сообщить нам о своем одиноком существовании, спев на килогерцовой частоте, словно Паваротти громкостью в миллиард солнц», — отметил Альберто Кастро-Тирадо (Alberto Castro-Tirado), один из авторов работы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

6 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 17:43
Юлия Трепалина

В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно