• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
2 июня, 11:32
МГППУ
1
2,1 тыс

Психологи узнали, где подростки учатся с наибольшим желанием — в школе или колледже

❋ 4.7

По всей стране прозвучали последние звонки, началась пора ЕГЭ, и вчерашние школьники вскоре будут принимать важные решения: продолжать обучение в 10 классе или поступать в колледж. Отличается ли мотивация студентов колледжа от мотивации старшеклассников? Влияет ли престиж учебного заведения на учебную мотивацию? Психологи МГППУ провели исследование, результаты которого ответили на эти вопросы.

В МГППУ сравнили мотивацию к учебе школьников и студентов колледжей / © StratigONwiki, ru.wikipedia.org

Статья с исследованием опубликована в научном журнале «Психологическая наука и образование».

Исследования показывают, что основа успешного развития личности формируется еще в подростковом возрасте, когда человек учится в школе или колледже. В данной работе изучалась мотивация к учебе у старших подростков Москвы и Московской области 16–18 лет, которые учатся в трех разных образовательных средах : в обычной школе, в престижном колледже с высоким проходным баллом, требующим от поступающих подготовки и хорошей успеваемости в школе (колледж 1), и в менее престижном колледже, для поступления в который подготовка и хорошие отметки не требуются  (колледж 2).

Чтобы понять, что движет подростками, исследователи использовали специальную методику: ребятам предлагалось закончить 10 незаконченных фраз, например, «Я хочу…», «Я планирую…», «Я не хочу…». Ответы анализировали по девяти основным категориям мотивов: учеба, другая активность, цели, связанные с личностью обучающегося, саморазвитие, общение, познавательный интерес, желание владеть чем-либо, отдых и деньги.

Результаты показали, что для всех групп подростков на первом месте стоят мотивы, связанные с собственной личностью, — стремление к успеху, желание реализовать мечты, быть или стать каким-то, добиться своих целей. Это говорит о том, что в этом возрасте молодые люди больше всего заняты поиском себя и определением своего будущего. Интересно, что этот приоритет сохраняется вне зависимости от того, где учится подросток — в школе или колледже. До сих пор продолжаются дискуссии о том, какая деятельность является ведущей у старших подростков: традиционно считается, что это учебно-профессиональная деятельность. Однако результаты данного исследования опровергают это мнение.

Учеба как мотив занимает разное место в зависимости от учебного заведения. Для школьников она на втором месте по важности, для студентов престижного колледжа — на четвертом, а для студентов колледжа 2 — только на шестом. Для школьников важно хорошо закончить школу и поступить в университет. В колледже 1 учебная мотивация связана с желанием стать профессионалом и развиваться в выбранной профессии. В колледже 2 учеба не так важна, здесь больше значат другие виды активности и саморазвитие.

Познавательные мотивы — желание узнавать новое, исследовать, изучать — оказались на последнем месте у всех групп. Особенно низкий интерес к новому у студентов колледжа 2, а самый высокий — у студентов колледжа 1, что объясняется их профессиональными интересами.

Исследование также показало, что удовлетворенность жизнью у всех групп примерно средняя, но у школьников и студентов колледжа 2 она выше, чем у студентов колледжа 1. Возможно, это связано с тем, что студенты престижного колледжа чаще испытывают тревогу, сомнения и стремятся разобраться в себе.

Важно отметить, что чем выше у подростка мотивация к учебе и стремление к развитию, тем выше его удовлетворенность жизнью. И наоборот, если мотивация низкая, подросток чаще бывает недоволен своей жизнью. Таким образом, позитивное отношение к учебе и активная жизненная позиция напрямую связаны с ощущением счастья и удовлетворенности.

В целом, исследование показало, что для современных подростков на первом месте стоит личное самоопределение, а не учеба как таковая. Учебная мотивация сильнее у тех, кто видит в учебе путь к достижению своих целей и развитию, а не просто как обязательство. Эти выводы могут помочь педагогам и родителям лучше понять подростков и поддержать их в выборе жизненного пути.

Исследование провели психологи МГППУ Никитская Мария и Толстых Наталия.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 декабря, 20:04
Evgenia Vavilova

Физики не понимали, как легкие ядра не разрывает экстремально высокими температурами. Оказалось, что они образуются не в самом сердце столкновения.

11 декабря, 15:42
Адель Романова

Недавние расчеты показали, что небольшую вытянутость и наклон орбит планет-гигантов Солнечной системы лучше всего объясняет появление в ней массивного объекта из межзвездного пространства — свободноплавающей планеты или коричневого карлика. Интересно, что эта версия предполагает изначальное присутствие еще одного мира.

12 декабря, 17:06
Редакция Naked Science

Турецкие археологи обнаружили раннехристианскую фреску с изображением «Доброго Пастыря Иисуса». Этот мотив крайне редко встречается в Анатолии. Возможно, найденная фреска — единственная работа такого типа во всем регионе.

9 декабря, 14:52
Адель Романова

В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.

8 декабря, 13:38
Александр Березин

Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.

8 декабря, 10:39
Илья Гриднев

Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Just Cause
02.06.2025
-
0
+
У меня уже давно в мозгу сидит идея, что скучных учителей(что мотивируют детей к учёбе) нужно заменить на ИИ с индивидуальным подходом, с отслеживанием заинтересованности ученика материалом и корректировкой подхода если необходимо https://docs.google.com/document/d/1AvkzyjoImNjqD7ZMVGpaX0yDUwaB5fbA1pTFRVMHNE8/edit?usp=sharing
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно