Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ и ВГСПУ выяснили, какие слова изменили свое значение для русскоязычного населения
Специалисты из Тюмени и их коллеги из Волгограда представили результаты эксперимента, который выявил неоднозначность языкового сознания у русскоязычных людей при восприятии имен собственных. Эти названия за последние тридцать лет изменили или приобрели дополнительные значения, что связано с политическими и социокультурными преобразованиями. Так, имя героя рекламы «МММ» помнит лишь более возрастное поколение, а жители разных российских городов неодинаково воспринимают топоним Брайтон-Бич.
В исследовании приняли участие респонденты разных возрастов. Его одновременно провели в двух городах — в Волгограде и Тюмени. Из-за того, что они находятся на существенном расстоянии друг от друга, это, по мнению исследователей, позволило увидеть любопытную динамику в русскоязычной ментальности.
«Мы обнаружили неоднородную представленность по-разному трактуемых имен в языковом сознании носителей русского языка. Выделяется группа имен с цельными представлениями, за которыми стоит единый образ, в том числе в эмоционально-оценочном плане. Появилась группа имен со смешанными значениями, – сообщила доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета Тамара Хвесько.
– Кроме того, эксперимент выделил имена, входящие в ядро коллективного языкового сознания, которые одинаково понимаются и расцениваются разновозрастными респондентами в различных регионах. Отмечены в числе прочих не часто употребляемые слова, при восприятии которых указываются возрастные и территориальные различия».
В частности, обратила на себя внимание динамка ассоциативных реакций разновозрастных респондентов. Приметными в этом отношении стали имена политиков эпохи СССР, у которых в постсоветское время отмечается изменение значений. В частности, у респондентов 18-29 лет из Волгограда при восприятии имени «Ленин» превалирует ассоциация «мавзолей», 30-50-летним это имя в одинаковой степени напоминает и о мавзолее, и о революции. Для людей старше 50 лет главная ассоциация на это имя — «вождь пролетариата/революции».
Такие процессы неоднородны в регионах. При восприятии имени «Ленин» реакции «мавзолей» и «вождь» одинаково представлены во всех возрастных группах из Тюмени. Только у реакции «революция» прослеживается динамика: такую ассоциацию к имени Ленина указали 14 процентов респондентов 18-29 лет, 20 процентов — участников от 30 до 50 лет и 50 процентов — старше 50 лет, но во всех возрастных группах такая связь доминирует.
«Можно утверждать, что ассоциация «Ленин-революция» относится к ядерным элементам когнитивной базы, и с некоторой осторожностью предположить последующую перестановку элементов этой базы и усиление в будущем ассоциативной связи «Ленин–мавзолей»», – пояснила Тамара Хвесько.
Филологи также отметили нечеткие представления об одном и том же имени в языковом сознании жителей исследуемых регионов. Например, топоним Брайтон-Бич 34 процента волгоградцев разных возрастов связывают с местом проживания эмигрантов, в то время как такой ответ дают только 11 процентов тюменцев. Причем, в эти 11 процентов не входят молодые респонденты, которые ассоциируют Брайтон-Бич лишь с пляжами.
Исследование продемонстрировало постепенную утрату коннотаций у некоторых имен, выходящих из употребления. Показательными в этом отношении стали реакции 18-29-летних опрашиваемых на имя «Леня Голубков». Им оно оказалось совершенно не знакомо. Кроме того, выяснилось, что многие ассоциации на политические события неоднозначно оцениваются и в разных регионах. Впрочем, выявились и имена с цельными оценочными представлениями. К примеру, Чернобыль почти для всех ассоциируется с трагедией, а Кавказ – с красотой.
В работе рассматривались тематические группы широко известных имен, которые ярко характеризуют изменения в ценностных установках (имена известных людей и придуманных персонажей, значимые географические объекты, названия товаров, услуг и так далее). Они позволили выявить исторически зависимые особенности стереотипного мышления и увидеть подвижность коллективного языкового сознания.
Среди таких слов — имена-глобализмы, распространенные в транснациональных масштабах, вошедшие в активное употребление русскоговорящих людей (Багамы, Беверли-Хиллз, Брэд Питт, Билл Гейтс, Брайтон-Бич, Голливуд, Европа, Канары, Маргарет Тэтчер, мать Тереза, Обама, принцесса Диана, Санта-Барбара), а также имена значимых персоналий и реалий нашей страны, в том числе из эпохи СССР, поменявшие эмоциональную оценку после смены общественного строя (Хрущев, Леня Голубков, Павлик Морозов, Абрамович, Ельцин, Чернобыль и другие).
Итоги исследования представляют интерес для последующего лексикографического описания значения онимов в рамках словаря «Коннотативные имена собственные постсоветского периода». Над изданием уже работают филологи ТюмГУ и Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Исследование выполнено при поддержке РФФИ.
Команда австралийских исследователей нашла доказательство того, как формировались и развивались зарождающиеся континенты нашей планеты.
Быть «кошатником» — вовсе не грех, но, согласно данным нового исследования, такие люди не всегда знают, что лучше для самих кошек. Напротив, хозяева, которые имеют небольшой опыт общения с домашними животными, могут оказаться внимательнее к потребностям питомца и максимизировать его удовольствие от общения с человеком.
Изначально выглядевшая многообещающе ракета-носитель Antares в последние годы стала довольно проблемной. Для ее создания требовалась кооперация США, Украины и России, которая в свете сложившейся геополитической обстановки практически невозможна. Решением проблемы станет переход с российских двигателей на созданные в Америке. И ключевую роль в нем сыграет частично украинская компания Firefly Aerospace.
Команда австралийских исследователей нашла доказательство того, как формировались и развивались зарождающиеся континенты нашей планеты.
Федеральная программа материнского капитала (и ее региональные аналоги) действительно приводит к тому, что семьи чаще и быстрее решаются завести второго ребенка. К такому выводу пришли сотрудники Исследовательской рабочей группы по экономико-математическому моделированию демографических процессов факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Быть «кошатником» — вовсе не грех, но, согласно данным нового исследования, такие люди не всегда знают, что лучше для самих кошек. Напротив, хозяева, которые имеют небольшой опыт общения с домашними животными, могут оказаться внимательнее к потребностям питомца и максимизировать его удовольствие от общения с человеком.
Если западным странам удастся «лишить Кремль нефтяных доходов», то мир ждет геополитическое землетрясение. Только не обязательно в ту сторону, о которой вы сейчас подумали. На фоне того, что последует за «лишением», шок 1973 года может показаться детской игрой. Naked Science попробует оценить размах «потолочного катаклизма» заранее.
Саудовский принц одобрил строительство гигантского «лежачего небоскреба», который должен стать крупнейшим зданием в истории. Причем еще и самым экологичным в мире. Пресса и соцсети полны возмущенных оценок: «это антиутопия!», «проект сырой!» и тому подобным. Однако чисто технически это не так: «Зеркальную линию» на пять миллионов жителей вполне можно построить. И такое здание в самом деле будет энергоэффективным (и формально безуглеродным). Но у проекта есть другие слабые места, лежащие скорее в сфере науки, нежели техники. Naked Science попробовал разобраться в деталях.
Новое исследование показало, что появившаяся у человека способность переваривать молочный сахар никак не сказалась на распространенности потребления продуктов молочного животноводства.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии