• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.08.2022
НИУ ВШЭ
1
642

В НИУ ВШЭ узнали, что в пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

4.7

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды.

В НИУ ВШЭ узнали, что в пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One. Пандемия Covid-19 сделала условия работы многих исследователей более неопределенными. Университетским ученым пришлось адаптироваться к новым способам организации учебного процесса, научиться разбираться в онлайн-платформах для обучения, оценивать работу студентов и давать им качественную обратную связь.

Группа ученых из России, Португалии и Гонконга в 2020 году изучила, как коронавирусный кризис повлиял на рабочую нагрузку и распределение времени на выполнение рабочих задач их коллег. Сама работа стала результатом пандемии: авторы виделись только онлайн.

Респондентов для исследования отобрали случайным образом из числа авторов научных материалов (статей, тезисов конференций, книг и так далее) в базе научного цитирования Scopus за 2019 год. Участников попросили заполнить анкету с вопросами о текущей рабочей нагрузке, а также о времени, которое ученые ожидали затратить на различные исследовательские, преподавательские и управленческие/служебные задачи и затратили на самом деле.

В первый раз респонденты заполняли анкету в мае 2020 года, во второй раз — в ноябре того же года. Было разослано 126 тысяч писем-приглашений. В первой волне исследования приняли участие 902 ученых со всего мира. Эффективная выборка составила 525 респондентов. Больше всего участников было из Соединенных Штатов Америки (104), Бразилии (49) и Италии (31). Выборка второй волны состояла из 169 участников. Наиболее широко были вновь представлены эти же страны.

Исследователей просили описать конкретную академическую задачу (например, научное руководство) и оценить, сколько времени они рассчитывали потратить на эту деятельность до пандемии (как если бы пандемии никогда не было) и во время нее.

Оказалось, что в среднем в 2020 году университетские ученые работали на три часа в неделю больше, чем в 2019-м. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40 часов в доковидное время.

Основная причина увеличения рабочей нагрузки была связана с преподаванием и в меньшей степени — с выполнением административных обязанностей. Больше всего трудностей у ученых во время пандемии вызвала адаптация к новым методам обучения. Особенно много времени стало уходить на перенос образовательного процесса в онлайн-среду и обучение пользованию онлайн-платформами.

Ученым необходимо было разрабатывать новые способы оценки студенческих работ и обратной связи. Время общения со студентами также изменилось. Если раньше преподаватели встречались с ними в определенные рабочие часы, то в пандемию запросы от учащихся приходили в любое время в течение недели. Ответы на них увеличили нагрузку на преподавателей. Одновременно с этим время, которое ученые тратили на исследовательскую работу, осталось прежним вне зависимости от пола и дисциплинарной области.

В то время как большая часть исследований воздействия пандемии на академическую среду посвящена возможностям изменения методов преподавания, а также давлению, которому ученые подвергались во время кризиса, новое исследование позволило рассмотреть пандемию как событие, которое подчеркнуло уже укрепившиеся тенденции переработки в академической среде.

«Ученые и так работают больше нормы. А во время кризиса они стали трудиться еще больше, чтобы смягчить неопределенность в период пандемии. Это адаптивное поведение только усилило давно сформировавшуюся тенденцию. Причем такая стратегия могла быть как их собственным выбором, так и результатом давления извне — со стороны университета или коллег», — комментирует Анна Панова, старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ.

«Сверхурочная работа делает исследователей все более уязвимыми к стрессу и выгоранию. Во время пандемии установилась новая норма, когда ученые работают еще больше. Вопрос в том, насколько устойчива эта ситуация и каковы ее долгосрочные последствия. Это особенно интересно, так как в других производственных секторах, наоборот, серьезно рассматривается сокращение количества рабочих дней и часов для повышения производительности труда и качества жизни», — считает Мария Юдкевич, заведующая Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ ВШЭ. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 17:52
Александр Березин

Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.

26 сентября
Мария Азарова

Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.

Вчера, 14:55
Дарья

Черепно-лицевые аномалии — одни из наиболее частых врожденных дефектов во всем мире. В качестве причин называют вещества в лекарствах, предметах домашнего обихода и окружающей среде. Как оказалось, они влияют на развитие эмбрионов рыбок данио-рерио. По словам ученых, это поможет понять, как происходит внутриутробное развитие черт лица человека.

26 сентября
Мария Азарова

Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.

Вчера, 17:52
Александр Березин

Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.

24 сентября
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

2 сентября
Редакция

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
0
+
//Оказалось, что в среднем в 2020 году университетские ученые работали на три часа в неделю больше, чем в 2019-м. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40 часов в доковидное время// На 3 или 11 (51-40)?
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: