20.02.2023
УрФУ

Ученые реконструировали изменения природы доисторического Северного Урала

4.7

Ученые Уральского федерального университета и Института экологии растений и животных УрО РАН рассказали, какие виды животных вымерли на Среднем Урале в результате глобальной экологической катастрофы на рубеже плейстоцена и голоцена — около 10 тысяч лет назад.

Северный Урал / ©Пресс-служба УрФУ / Автор: Никита Тарасов

Статью с изложением систематизированных данных палеонтологи опубликовали в журнале Quaternary International. «В позднем плейстоцене на одной территории сосуществовали виды фауны, которые в дальнейшем вымерли или распространились далеко за пределы Северного Урала. Однако на рубеже плейстоцена и голоцена разразилась глобальная экологическая катастрофа, которая по своим последствиям сопоставима с периодом вымирания динозавров.

Мы рассмотрели, как эта катастрофа протекала на Северном Урале. Произошло некомпенсированное вымирание видов — большого и малого пещерного медведя, пещерного льва, шерстистых мамонта и носорога, овцебыка, степного бизона. В целом в результате катастрофы разнообразие видов стало гораздо беднее, коренным образом изменилась вся структура фауны и биосферы всей Земли: вместо мамонтовой фауны стала формироваться современная.

Причины этой экологической катастрофы науке пока неизвестны, ученые всего мира трудятся над разрешением этой загадки. Если удастся установить причины катастрофы, мы сможем прогнозировать подобные события в будущем», — объясняет значение работы соавтор статьи Павел Косинцев, ведущий специалист лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ, старший научный сотрудник ИЭРиЖ УрО РАН.

Изменения климата и ландшафта вызывали изменения в фауне. В течение всего охваченного исследованиями исторического периода в фауне Северного Урала присутствовали рыбы, которые и сейчас обитают в этих местах, — щука и хариус. В голоцене климат стал более влажным, водоемов — значительно больше, поэтому рыбьи останки чаще встречаются в тех отложениях, которые датируются голоценом. Климатическими особенностями объясняется и то, что в верхнем плейстоцене появляются, а с начала голоцена в фауне Северного Урала уверенно закрепляются земноводные.

Тогда же, в верхнем плейстоцене, на Северном Урале преобладали виды, предпочитающие открытые (белая куропатка) и полуоткрытые (полевой тетерев) ландшафты, в то время как виды, обитающие вблизи водоемов (лебедь, утка, гусь, чайка, чирок), были немногочисленны. В верхнем голоцене, то есть в современный период, большинство составляют виды, характерные для закрытых лесных пространств, такие как глухарь. Распространение лесной растительности и изолированность лесов способствовали появлению новых видов — к примеру, рябчика, большого пестрого дятла.

По останкам более 83 тысяч зубов мелких млекопитающих и свыше 77 тысяч костей крупных млекопитающих ученым удалось установить, что в позднем плейстоцене мелкие млекопитающие были представлены обитателями тундры (лемминги), степей (суслики), лесов (рыжая полевка) и территорий вблизи водоемов (водяная полевка). В раннем голоцене доля лесных видов мелких млекопитающих и видов, обитающих у воды, значительно увеличилась и появились новые виды (белка, бурундук).

В ряду древнейших видов крупных млекопитающих — пещерный лев и пещерный медведь, шерстистые мамонт и носорог, овцебык, степной бизон и дикая лошадь. При этом количество видов, обитавших на южной части Северного Урала, как правило, было больше, чем в северной. В позднем плейстоцене среди крупных млекопитающих преобладали виды, обитающие на открытых ландшафтах с ограниченной древесной растительностью. Помимо шерстистых мамонта и носорога, овцебыка, пещерного льва, это северный олень, сайгак, степной хорек, песец.

В начале голоцена увеличивается число птиц и млекопитающих, обитающих возле водоемов (выдра, норка, бобр), питающихся древесной и кустарниковой растительностью (лось). Со среднего голоцена начинают господствовать виды закрытых таежных ландшафтов (рысь, соболь). В среднем голоцене, то есть около 2,5–8 тысяч лет назад, в период наиболее теплого климата за последние 50 тысяч лет, появляются рептилии, к концу голоцена — домашние копытные: лошади, быки, овцы, свиньи.

Отметим, в исследовании ученые обобщили данные об отложениях в двух десятках пещер и гротов, расположенных на Северном Урале (в верховьях реки Печоры и ее притоков на западных склонах, а также в верховье рек Лозьва и Сосьва на восточных). Данные охватывают период с первой половины позднего плейстоцена до конца голоцена, то есть последние 80–90 тысяч лет. На их основе удалось установить, что степные и лесостепные ландшафты позднего плейстоцена с включениями кедра, ели, сосны, лиственницы, березы и тундровых кустарников в голоцене (от 10 тысяч лет до нашйе эры по настоящее время) сменились на Северном Урале таежными массивами. Это было вызвано тем, что сухой и холодный климат позднего плейстоцена сменился теплым и влажным климатом голоцена.

«В статье содержится не только общее описание отложений, но и обзор ископаемых останков растений, рыб, амфибий, птиц, мелких и крупных млекопитающих. А также небольшого количества сопровождающих их археологических артефактов, поскольку если большинство пещер были заселены животными, то некоторые из них — древними людьми», — комментирует Павел Косинцев.

Добавим, что исследования профинансированы Министерством науки и высшего образования РФ в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Следующим этапом исследований станет детальная реконструкция природных условий в позднем плейстоцене и голоцене.

Надо сказать, что все исследованные пещеры и гроты (особенно много их на восточном склоне Северного Урала) залегают в известняке и имеют карстовое происхождение, связанное с растворением, выщелачиванием и вымыванием горных пород водой. Первые сведения об этих пещерах и гротах были получены в середине XIX века, а их интенсивное изучение началось в конце 1950-х годов и продолжается до сих пор.

Самые ранние археологические находки в пещерах Северного Урала относятся к верхнему палеолиту (40–10 тысяч лет до нашей эры). Однако артефактов совсем не много, это говорит о том, что даже в верхнем палеолите люди посещали эти пещеры редко, гораздо чаще они посещали их в голоцене, особенно в Средние века. Несколько пещер как в раннем железном веке, так и в средние века использовались в качестве святилищ. Главным жертвенным животным был бурый медведь, это было установлено по черепам и костям этого вида, найденным в пещерах.