20.02.2023
КНЦ РАН

Ученые выяснили, выгодны ли технологии по уменьшению углеродного следа от угольной ТЭЦ

4.5

Группа ученых из Института экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН и Центра экологической промышленной политики исследовала экономическую выгоду внедрения актуальных технологий улавливания углерода на объектах энергетики Мурманской области. Модельным объектом выступила работающая на угле Апатитская ТЭЦ.

ТЭЦ / ©Пресс-служба Кольского научного центра / Автор: Павел Сорокин

Результаты исследования опубликованы в журнале Energy Reports . Вопрос влияния человека на изменение климата — глобальная научная проблема. Ряд ученых считает, что выбросы диоксида углерода (CO2), которые возникают в результате сжигания ископаемого топлива, вносят значительный вклад в повышение мировой среднегодовой температуры. Именно поэтому в 2015 году были приняты Парижские соглашения, призванные совместными усилиями предотвратить рост глобальной среднегодовой температуры более чем на два градуса.

Современные геополитические условия приводят к дефициту энергии в отдельных регионах и как следствие — к замедлению темпа внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ), например, ветрогенераторов и солнечных панелей. В связи с этим возникла необходимость снижать выбросы CO2 при использовании ископаемых видов топлива: нефти, угля или природного газа. Технологии по улавливанию, утилизации и хранению углекислого газа («carbon capture, utilization and store – CC(U)S) являются одним из способов одновременно сохранить существующую модель энергообеспечения и снизить влияние человека на климат.

Стоимость внедрения таких технологий достаточно высока. Для того, чтобы количественно оценить затраты, которые понесет потребитель энергии, ученые провели исследование по оценке стоимости внедрения СС(U)S на Апатитской ТЭЦ в Мурманской области. Уголь даже среди ископаемого топлива обладает внушительным углеродным следом, поэтому расчет внедрения технологии на небольшом изолированном энергетическом объекте показался исследователям перспективной научной задачей.

Вычисления показали: при внедрении технологий улавливания углерода стоимость энергии значительно вырастет. Сейчас внедрение подобных методов борьбы с глобальным изменением климата на Апатитской ТЭЦ не является оптимальным решением. Однако исследователи подчеркивают, что проведенные ими расчеты – это первая попытка оценить стоимость имплементации подобных технологий в России. При массовом внедрении, при законодательной и экономической поддержке CC(U)S ситуация может измениться. Проекты могут стать рентабельны, особенно в сравнении с массовым переходом на ВИЭ, который предполагает полное изменение энергетического баланса.

Ученые разработали метод расчета, который будет масштабирован в будущих исследованиях и, возможно, технологии улавливания углерода станут компромиссом между традиционной энергетикой и энергетикой, основанной на ВИЭ.