10.12.2020
ФизТех
3 942

Рыбки зебраданио помогут бороться с хроническим стрессом

4.2

Группа ученых под руководством Алана Калуева, ведущего научного сотрудника МФТИ, изучала хронический стресс у зебраданио — рыбок данио-рерио (zebrafish), и определила, что для этого типа заболеваний мозга зебрафиш — ценный модельный организм, наравне с грызунами. Полученные в исследовании данные возможно применять в медицине при разработке тактики лечения пациентов с хроническим стрессом.

Рыбки зебраданио в лаборатории / ©Наталья Арефьева / Пресс-служба МФТИ

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Зебраданио известна в английской литературе как зебрафиш, вид пресноводных лучеперых рыб, которые получили свое название из-за полосатой окраски. Благодаря определенным свойствам организма зебраданио стала эффективной трансляционной моделью в генетике, молекулярной биологии, эмбриологии, фармакологии и не так давно — в нейробиологии. Впервые зебраданио как лабораторным объектом заинтересовался в 1960-х годах американский биолог Джордж Стрейзингер.

Эти рыбы имеют ряд преимуществ перед другими позвоночными. Эмбрионы развиваются быстро и проходят стадии от яйца до личинки всего за три дня, они крупные, выносливые, крепкие, прозрачные и развиваются вне организма матери, что сильно облегчает манипуляции с ними и наблюдения за развитием. Кроме того, принцип работы многих систем органов, в частности, сердечно-сосудистой системы, сходство сигнальных путей, а также идентичность геномов в 87 процентов, позволяют экстраполировать результаты исследований на рыбах на человеческий организм. А значит, могут быть получены достоверные результаты при исследовании определенных препаратов, например, на их токсичность.

Сегодня зебраданио активно применяются в нейробиологии, поскольку как у мальков, так и у взрослых рыб достаточно сложное поведение. В исследовании, проведенном научной группой под руководством Алана Калуева в сотрудничестве с СПбГУ и НМИЦ имени В. А. Алмазова, использовали рыб зебраданио для моделирования длительного хронического стресса и определения молекулярных изменений, происходящих в организме на его фоне. Эта работа продемонстрировала, что зебраданио может быть адекватной трансляционной моделью для изучения сложных нейробиологических состояний, а полученные в исследовании данные возможно применять в медицине при разработке тактики лечения пациентов с хроническим стрессом.

Сегодня все больше научных работ говорит о том, что психические заболевания относятся к факторам риска появления более сильных и порой неизлечимых болезней. Поэтому ученым интересно понять природу их развития. В новой работе нейробиологи изучили модель пятинедельного хронического непредсказуемого стресса. Группу рыб неожиданным образом тревожили и наблюдали сложные поведенческие реакции. В итоге у объекта исследования были диагностированы стрессовое состояние и дефицит метаболизма серотонина.

«Нельзя просто взять и принять как непреложную истину, что если на рыбках препарат дал положительный результат, то и организм человека будет реагировать так же. Необходимо произвести большое количество опытов и использовать ряд тест-систем, которые смогут доказать, что зебраданио являются трансляционным организмом, позволяющим в данной ситуации проецировать полученные исследования на человеческий организм, — рассказывает руководитель исследования Аллан Калуев, ведущий научный сотрудник лаборатории клеточной и молекулярной биологии и нейробиологии МФТИ и профессор СПбГУ.

— В данной работе показано, что зебраданию возможно ввести в состояние длительного хронического непредсказуемого стресса, который подтверждается всеми известными методами доказательной и молекулярной биологии, а значит, рыбы этого вида ему подвержены, а их поведение схоже с симптомами у высших видов».
Далее ученые в течение 11 дней вводили в организм рыб антидепрессант флуоксетин и отслеживали нейрохимические и поведенческие изменения. Применяемое лекарство уменьшило выраженность симптомов болезни, а результат также был подтвержден с помощью транскриптомного, поведенческого и биохимического анализов.

В работе принимали участие исследователи из МФТИ, СПбГУ, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения РФ, Токийского университета, Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика Гранова, Юго-западного университета (Китай), Института цитологии РАН, Института трансляционной биомедицины СПбГУ, университета Passo Fundo (Бразилия), Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирского государственного университета, Маастри́хтского университета (Нидерланды), Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, Вюрцбургского университета (Германия) и Уральского федерального университета. Работа поддержана грантом Российского научного фонда и грантом Российского фонда фундаментальных исследований.