13.01.2023
НИУ ВШЭ
10 030

Российские ученые открыли новый способ борьбы с остеоартритом

4.7

Группа исследователей из НИУ ВШЭ и Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН совместно с коллегами из компании «Молекулярные технологии» предложили новый способ лечения остеоартрита. На сегодня это первый болезнь-модифицирующий препарат, который воздействует одновременно на метаболизм костной и хрящевой ткани, а также борется с воспалительным процессом.

Российские ученые открыли новый способ борьбы с остеоартритом / ©Getty images / Автор: Иван Беляев

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Scientific Reports. Остеоартрит, или остеоартроз, ― одно из самых распространенных в мире заболеваний среди людей старше 40 лет. Оно начинается в виде острого воспаления и, как правило, сопровождается болью и дискомфортом в коленном суставе. Постепенно сустав разрушается из-за того, что сокращается просвет суставной щели и кости начинают соприкасаться друг с другом. Одновременно с этим происходит воспаление хрящевой ткани. В результате сустав может полностью разрушиться и утратить свои функции.

Таким образом, в основе заболевания лежат два компонента: разрушение тканей и воспаление. Эффективное лекарство против остеоартрита должно быть направлено на оба этих компонента, между тем современные способы лечения, как правило, касаются только одного из них ― воспаления, да и то не в полной мере. Большинство препаратов лишь облегчают симптомы: уменьшают боль, снимают воспаление, но не могут повлиять на сам процесс разрушения суставов. Кроме того, многие из них имеют серьезные побочные эффекты.

Еще одна особенность остеоартрита: со временем заболевание переходит в хроническую стадию. Тогда организм начинает активнее привлекать воспалительные клетки извне и активизировать собственные, помогая суставам разрушаться быстрее и «качественнее». В этом процессе ключевую роль играют особые ферменты ― киназы. В частности, киназы SYK и cSrc являются компонентами сигнальных путей, которые привлекают и активизируют воспалительные клетки.

Исследователи из НИУ ВШЭ и Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН совместно с коллегами из компании «Молекулярные технологии» предположили, что если «выключить», заблокировать киназы SYK и cSrc, то процесс разрушения сустава можно остановить. Для этого ученые предложили использовать молекулу MT-SYK-03, которая изначально разрабатывалась ими как киназный ингибитор для лечения ревматоидного артрита, более тяжелого аутоиммунного заболевания. Оказалось, что в развитии обоих заболеваний киназы SYK и cSrc играют ключевую роль.

«Изначально мы занимались разработкой препарата для лечения ревматоидного артрита: проверяли, как работает молекула MT-SYK-03. И в ходе исследований обнаружили, что она позволяет заблокировать две целевые киназы, участвующие в развитии как ревматоидного артрита, так и остеоартрита. При этом другие киназы данная молекула практически не затрагивает. Это очень большая удача, ведь создать препарат, который блокировал бы только определенную киназу, невозможно: ферментов этого класса существует огромное количество, их более 450 видов, и все они очень друг на друга похожи», ― рассказывает Виктор Стройлов, один из авторов исследования, доцент базовой кафедры органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН НИУ ВШЭ.

На основе молекулы MT-SYK-03 был создан лекарственный кандидат, который уже успешно прошел первую стадию клинических испытаний. Испытания проводились сначала на мышах и крысах, страдающих остеоартритом или ревматоидным артритом. Также препарат был опробован на здоровых добровольцах, чтобы убедиться в его безопасности для человека. Исследования на животных показали, что разрушение костной ткани можно замедлить, а для хрящевой ткани можно даже обратить процесс разрушения вспять и заставить хрящ регенерировать.

«Насколько нам известно, это первый препарат, который одновременно воздействует на метаболизм костной и хрящевой ткани и одновременно борется с воспалительным процессом. Результаты первой стадии испытаний вселяют надежду на возможность эффективного лечения этого тяжелого заболевания, ― комментирует Виктор Стройлов. ― Сейчас мы ждем начала следующей, второй фазы клинических исследований, которая пройдет на пациентах и продлится в общей сложности около года».