• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
02.03.2023, 10:39
ПНИПУ
199

Рассчитать идеальные тарифы для общественного транспорта позволит математическая модель ученых Пермского Политеха

❋ 4.6

В организации системы пассажирских перевозок задействовано несколько заинтересованных сторон. Пассажиры хотят пользоваться комфортной услугой за минимальную плату, перевозчик стремится получить максимальную прибыль, а городские власти заинтересованы в повышении качества городской среды при минимальной поддержке со стороны бюджета. Сделать так, чтобы этот «любовный треугольник» не раздавил ни одну из сторон, помогут ученые Пермского Политеха. С помощью статистических методов экономисты разработали модель тарифного регулирования, примиряющую интересы сторон.

Рассчитать идеальные тарифы для общественного транспорта позволит математическая модель ученых Пермского Политеха / ©Getty images / Автор: Messiena Lucretius

Исследование выполнено в соответствии с целями программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Статья опубликована в сборнике по итогам международной научной конференции X International Scientific Siberian Transport Forum» (Engineer-2022).

Сегодня большинство муниципалитетов использует нормативный подход при формировании тарифной сетки. Согласно такому методу, стоимость проезда определяется исходя из соотношения затрат перевозчика и его прибыли от годовой пропускной способности транспортной сети. Более «тонкие» методы настройки принимают во внимание также интересы пассажиров. Тогда тарифы корректируются с учетом качества обслуживания или доходов населения.

В согласовании противоположных устремлений перевозчиков и пассажиров принимают активное участие муниципальные власти, которые имеют собственный интерес. Они определяют маршруты и стоимость проезда в общественном транспорте, учитывая возможности городского бюджета поддерживать необходимую городу инфраструктуру. Экономист Пермского Политеха предложил модель расчета тарифов на услуги общественного транспорта, которая учитывает все эти факторы.

«При формировании предложений по тарифному регулированию как участники процесса рассматриваются перевозчик и пассажир. Однако на практике сами городские власти тоже имеют определенные интересы в этой сфере. Еще один важный недостаток существующих подходов – они практически не учитывают спрос и предложение на транспорте, рассматривая их как постоянную величину. Между тем при повышении или понижении платы за проезд, спрос на услуги общественного транспорта тоже может меняться.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос формирования тарифов для всех заинтересованных сторон и учитывать изменения спроса и предложения. Добиться этого можно при построении оптимальной модели тарифообразования и ее интеграции с транспортной моделью города и социологической моделью отношения к тарифам», — рассказывает доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством» Пермского Политеха, кандидат экономических наук, Владимир Постников.

Доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством» Пермского Политеха, кандидат экономических наук, Владимир Постников

Предложенная схема основывается на зависимости между стоимостью проезда в общественном транспорте и спросом на него. Экстремум этой функции и есть идеальная стоимость проезда с точки зрения математики. Чтобы сделать ее такой же с социальной точки зрения, необходимо дополнить данные модели существующими системными ограничениями, например, отсутствием в городе определенных видов транспорта. В результате, можно рассчитать тариф, который устроит всех участников транспортной системы.

Результаты проведенного исследования авторы предлагают использовать местным органам власти при планировании бюджетных субсидий и совершенствовании тарифной политики общественного пассажирского транспорта.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
17 декабря, 14:19
Игорь Байдов

На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.

18 декабря, 17:00
Андрей Серегин

Считается, что для профилактики деменции и других когнитивных нарушений лучше потреблять меньше жиров. Ученые из Швеции выяснили обратное: потребление молочных продуктов с высоким содержанием жира связано со снижением рисков этой патологии.

17 декабря, 09:52
Адель Романова

Задолго до достижения ближайшей к Солнцу точки 3I/ATLAS начала испускать стабильный узконаправленный поток газа из определенной области на своей поверхности — рядом с одним из полюсов кометы. Ранее такие струи не раз наблюдали на кометах, в том числе на первой межзвездной комете Борисова, но еще никогда не видели столь стабильного и долгоживущего джета.

17 декабря, 14:19
Игорь Байдов

На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.

15 декабря, 11:02
Игорь Байдов

Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.

17 декабря, 09:52
Адель Романова

Задолго до достижения ближайшей к Солнцу точки 3I/ATLAS начала испускать стабильный узконаправленный поток газа из определенной области на своей поверхности — рядом с одним из полюсов кометы. Ранее такие струи не раз наблюдали на кометах, в том числе на первой межзвездной комете Борисова, но еще никогда не видели столь стабильного и долгоживущего джета.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

17 декабря, 14:19
Игорь Байдов

На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно