• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.09.2022
Сколтех
446

Прочность композитов повысили за счет нестандартного сырья в пултрузии

4.5

Исследователи из Сколтеха усовершенствовали метод пултрузии для производства термопластичных композитных профилей — укрепленных искусственным волокном полимеров с постоянным сечением. Эти легкие и прочные материалы из пластика и стекло- или углеволокна не ржавеют, пригодны для переработки и сварки и могут однажды заменить сталь и алюминий в строительстве или судостроении. Пока они по большей части производятся и исследуются в лабораториях.

Прочность композитов повысили за счет нестандартного сырья в пултрузии / ©Getty images / Автор: Godefridus Victorinus

Исследование опубликовано в журнале Composites Communications, в числе авторов — обучающиеся школы для одаренных детей «Летово». Термопластическая пултрузия — технология изготовления композитных материалов с постоянным поперечным сечением (профилей, балок). Метод заключается в протягивании армирующего волокна в виде лент, пропитанных плавкими полимерами, через специальную оснастку. В ней пластик плавится, дополнительно пропитывает волокна, и на выходе получается композитный материал. Главное преимущество этого метода заключается в высокой производительности — до пяти метров профиля в минуту.

Научная группа из Центра технологий материалов во главе с заведующим Лабораторией композитных материалов и структур старшим преподавателем Александром Сафоновым повысила качество получаемых пултрузией композитов за счет использования нестандартного сырья. Вместо привычных лент исследователи заказали у китайского производителя «Чжунцзи Кампани» листы исходного материала с примерно таким же составом, как у обычно используемых лент, и нарезали их на узкие полоски. В итоге полученные композиты оказались на 20–27 процентов прочнее. Подобные листы были использованы для производства плоских профилей впервые.

«Мы изготовили для сравнения композиты как из лент, так и из нарезанных листов, причём содержание армирующих волокон в сырье совпадало, — рассказал первый автор исследования, аспирант Сколтеха Кирилл Минченков. — Испытание механических свойств показало преимущество материала из листов: у него заметно выше прочность на сжатие, растяжение и изгиб».

Исследователи связывают полученные результаты с тем, что листы имеют меньшую толщину по сравнению с лентами, поэтому волокно в листах легче пропитать полимером. Как следствие, в материале меньше пор и других дефектов, которые ухудшают его механические характеристики.
Поскольку полимерная составляющая композита — полипропилен, полученный материал не только легок и прочен, но вдобавок пригоден для сварки и переработки.

«Бывают реактопластичные ламинаты, а бывают термопластичные, как наш. В первых полимерный компонент застывает раз и навсегда, а вторые можно повторно расплавить, чтобы сварить две детали или переработать изделие, — пояснил Минченков. — Полипропилен всем знаком по упаковке продуктов из супермаркета (маркировка 5, PP или ПП). От огня он размягчается, тает и течет. За счет этого можно менять форму и/или извлекать волокна композита — примерно это и происходит при сварке и переработке».

По мере того как характеристики термопластические плоских ламинатов, получаемых пултрузией, улучшаются, а стоимость изготовления снижается, эти материалы приближаются к тому, чтобы конкурировать с промышленными металлами — сталью и алюминием — в строительстве, судостроении и других областях. Помимо ученых из Сколтеха и школьников «Летово», которые принимали участие в экспериментах летом 2021 года, в исследовании участвовал специалист из Харбинского технологического института (Китай). 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сколковский институт науки и технологий — негосударственный технологический университет, расположенный в инновационном центре Сколково. Институт был создан в 2011 году при поддержке Массачусетского технологического института. Модель института предусматривает тесную интеграцию технологического образования, исследовательской работы и предпринимательских навыков. Институт ведёт обучение по программам магистратуры и PhD, рабочий язык — английский.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 мая
Елизавета Александрова

В остатках протопланетного диска совсем недавно родившейся солнцеподобной звезды HD 181327 подтвердилось наличие смешанного с пылью водяного льда. По мнению астрономов, это скопление вещества — прямой аналог околосолнечного каменно-ледяного Пояса Койпера. Это доказывает, что другие звездные системы тоже бывают богаты водой.

Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

8 часов назад
Редакция Naked Science

Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.

Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно