14 сентября
Анна Новиковская
17 809

Грибок уменьшается в организме хозяина, чтобы добраться до его мозга

3.5

Ученые обнаружили, что грибок, нередко становящийся причиной опасного менингита, сильно изменяется при попадании в организм хозяина. Всего за несколько дней он не только уменьшается в размерах, но и обзаводится особыми белками, которые препятствуют его уничтожению иммунной системой.

Паразитический грибок под микроскопом / © ru.wikipedia.org

Cryptococcus neoformans — дрожжеподобный грибок, возбудитель криптококкоза человека, который может перейти в смертельно опасный грибковый менингит, от которого ежегодно погибает около 180 тысяч человек. Этот грибок часто встречается в почве, гниющей древесине и птичьем помете, в организм человека попадает через легкие и обычно не причиняет хозяину серьезного вреда, — но только если по какой-то причине паразит не доберется до мозга.

Ранее исследователи уже обнаружили, что в легких криптококк разрастается до огромных размеров, не давая клеткам иммунной системы себя уничтожить. В других же органах, таких как сердце или глаза, криптококк, напротив, уменьшается в размерах. Исследователи предположили, что сверхмалые размеры клеток помогают грибку через кровяное русло добираться до удаленных от легких частей тела.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые заразили лабораторных мышей криптококками разных размеров, после чего подсчитали количество грибковых клеток в различных органах. Оказалось, что по сравнению с большими и средними клетками мелкие криптококки чаще всего встречались в мозгу.

Вдобавок, эти «семенные клетки», как их назвали ученые, не были просто уменьшенными копиями грибковых клеток из легких — у них был уникальный набор белков на поверхности клетки, который препятствовал их уничтожению макрофагами, главными «грибкоборцами» нашего организма.

Размер грибковых клеток в легких (слева) и в мозгу (справа) / © phys.org

Также ученым удалось установить, что превращение обычных грибковых клеток в «семенные» происходит под воздействием фосфатов, которыми богат птичий помет и которые выделяются поврежденными тканями при развитии воспалительного процесса.

Теперь ученые разрабатывают лекарства, которые смогут заблокировать превращение грибковых клеток в «семенные» и не дать криптококку добраться до мозга зараженных людей.

Исследование опубликовано в журнале Cell Host & Microbe.