• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23.05.2022, 12:13
ПНИПУ
574

Нейросеть Пермского Политеха позволит снизить выбросы вредных веществ от самолетов

❋ 4.6

Выбросы от двигателей самолетов на аэродромах - это источник загрязнения окружающей среды. В частности, оксиды азота могут разрушать озоновый слой и увеличивать уровень радиации на поверхности Земли. С 2020 года Международная организация гражданской авиации приняла новые стандарты по выбросам вредных веществ современных типов самолетов. Ученые Пермского Политеха разработали измеритель на основе нейросетей, который позволит отследить выделение вредных веществ от газотурбинных двигателей в атмосферу.

Инверсионные следы самолетов / ©Getty images / Автор: Андрей Чернов

Результаты исследования разработчики представили в сборнике 2021 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (ElConRus). «К неконтролируемым выбросам авиадвигателей, которые загрязняют окружающую среду, можно отнести дым, монооксид углерода, несгоревшие углеводороды, оксиды азота и окислы серы. Оксиды азота наиболее опасны: они разрушают озоновый слой и повышают уровень радиации на поверхности Земли.

Новые стандарты, принятые в 2020 году Международной организацией гражданской авиации, обусловливают разработку новых, «чистых» камер сгорания для современных авиадвигателей. Мы предложили использовать адаптивный виртуальный измеритель вредных веществ на базе нейронной и нечеткой технологии», – поясняет один из разработчиков, ассистент, учебный мастер кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского Политеха Вячеслав Никулин.

Уровень вредных веществ ученым удалось снизить за счет перераспределения топлива по различным коллекторам. При этом газодинамическая устойчивость в камере сгорания сохраняется. Топливо-воздушная смесь равномерно распределяется за счет поперечных пульсаций, а ее параметры можно отследить с помощью коэффициента камеры сгорания.

«Газотурбинные двигатели самолетов работают в условиях неопределенности. Поэтому мы использовали инструментарий технологий мягких вычислений, который основан на нечетких системах, вероятностных моделях, нейронных сетях и генетических алгоритмах. Нейросеть анализирует давление и температуру в камере сгорания, расход топлива и другие параметры.

С ее помощью можно определить уровень окислителя в камере сгорания в режиме реального времени, а также спрогнозировать количество вредных веществ, которое выделит самолет во время взлета и посадки», – рассказывает профессор кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского Политеха, доктор технических наук, доцент Юрий Хижняков.

Нейронная часть измерителя состоит из двух персептронов. Первый определяет расход воздуха, который корректирует температуру газа при взлете и посадке с помощью нечеткого регулятора. Температуру газа в камере сгорания измеряет встроенный датчик. Второй персептрон вычисляет уровень оксида азота.

Расчеты ученых Пермского Политеха подтвердили, что технология позволяет снизить количество выбросов в районе аэродрома. Измеритель можно встроить в систему автоматического регулирования самолета для непрерывного мониторинга вредных веществ, считают ученые.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

14 июля, 10:19
Александр Березин

Фраза «понедельник — день тяжелый» несет больше смысла, чем можно подумать: в этот день действительно чаще случаются сердечные приступы и многое другое. Теперь исследователи показали, что такое влияние понедельники сохраняют даже после того, как человек прекратил ходить на работу.

14 июля, 11:29
ПНИПУ

Представьте мир, где извергаются серные вулканы высотой в 60 раз больше Эвереста, под 20-километровым льдом скрываются океаны, мощные гейзеры выбрасывают струи водяного пара в космос, а реки из жидкого метана стекают в углеводородные моря. Так выглядят спутники планет Солнечной системы. Ученый Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, почему они считаются самыми перспективными местами для поиска жизни и колонизации.

12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

11 июля, 17:47
Денис Яковлев

Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

9 июля, 08:26
Полина Меньшова

Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно