18.05.2022
ПНИПУ

В условиях цифровизации всех социально-экономических отношений важность формирования устойчивых и эффективных кластерно-сетевых связей неизбежно нарастает. Ученые Пермского Политеха оптимизировали большие данные с помощью нейросети. Разработка позволит более оптимально управлять межотраслевыми и межрегиональными связями, что поспособствует наращиванию стратегических инициатив и результативности деятельности компаний нефтегазового комплекса, а также повышению привлекательности региона для бизнеса.

В Пермском Политехе с помощью нейросети построили модель развития кластерно-сетевых связей нефтяного сектора / ©Getty images / Автор: Наталья Федосеева

Исследование опубликовано в журнале Lecture Notes in Information Systems and Organisation 2021. Сегодня лидерами экономического развития становятся регионы с развитыми кластерно-сетевыми взаимодействиями, которые основаны на трех базовых принципах: устойчивости, пропорциональности и сбалансированности. Для оценки и прогнозирования экономической деятельности региона была создана нейросетевая модель, результаты которой в среднем не имели отклонения от реальных данных более чем на 1,15 процентов.

«Обучение нейронной сети проводилось при помощи различных методик: обратного распространения ошибки, упругого обратного распространения и методом Левенберга-Марквардта. Оптимизация структуры нейронной сети — выбор оптимального количества скрытых нейронов и активационных функций, осуществлена вручную», — поделился аспирант кафедры прикладной математики Леонид Кожемякин.

Обобщающая способность нейронной сети / ©Пресс-служба ПНИПУ

«С помощью математической модели мы изучили более сорока регионов России. Выявлено, что Пермский край может стать драйвером развития кластерно-сетевых связей, поскольку здесь накоплен очень большой потенциал. Это один из немногих регионов России и единственный в Приволжском федеральном округе, объединивший в себе всю нефтегазовую вертикаль: от геологоразведки до сбыта нефтепродуктов, от разработки инновационных технологий и продуктов до их реализации и трансляции на другие регионы», — сообщает доцент кафедры экономики и финансов Мария Осипова.

По словам ученых, для улучшения социально-экономических показателей региона необходимо перераспределить последующую переработку продуктов добычи по близлежащим или находящимся на логистическом пути регионам, что сделает кластеры более полными и тем самым повысит эффективность функционирования местности путем притока новой рабочей силы и инвестирования в различные проекты.