Российские и немецкие ученые предложили способ энергоэффективной добычи нефти — Naked Science
2 апреля
ПНИПУ

Российские и немецкие ученые предложили способ энергоэффективной добычи нефти

4.6

Ученые Пермского Политеха и их коллеги из Кельнского университета прикладных наук (Германия) разрабатывают программный комплекс, который поможет наиболее рационально использовать природные ресурсы при добыче нефти и газа. У разработки нет аналогов в России и в мире.

Российские и немецкие ученые предложили способ энергоэффективной добычи нефти / ©Getty images

4 апреля в России и некоторых других странах СНГ отмечается день геолога. Его считают профессиональным праздником специалисты, которые связаны с поиском и добычей полезных ископаемых. Тем более, важно, что как раз в эти дни ведется разработка программный комплекс, который поможет наиболее рационально использовать природные ресурсы при добыче нефти и газа.

Реализовать программный комплекс исследователи планируют на средства, которые выделило Правительство Пермского края в 2020 году. Поддержка составила девять миллионов рублей и продлится три года. Разработка стала возможной благодаря уникальному проекту международных исследовательских групп (МИГов), который действует в Пермском крае с 2011 года и не имеет аналогов в России. Ученые создают программный комплекс в сотрудничестве с пермским научно-образовательным центром мирового уровня «Рациональное недропользование».

«Мы разрабатываем своеобразный «цифровой двойник» водных потоков нефтяного месторождения, что позволит более рационально использовать природные ресурсы, минимизировать или предотвратить загрязнение геологической среды. За счет «умного» расходования воды предприятия также смогут сократить энергопотребление без снижения объемов нефтедобычи, – рассказывает руководитель проекта с российской стороны, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха Лариса Рудакова.

Программный комплекс позволит управлять процессом искусственного заводнения нефтяных пластов, который используют для повышения добычи «черного золота». Технология обеспечит наиболее эффективную разработку месторождений.

«С коллегами из Кельнского университета прикладных наук под руководством профессора Франка Рёгенера мы учитываем ведущие мировые практики обращения с водными потоками в районах нефтедобычи. Программный комплекс будет создан на основе уникальных алгоритмов предиктивного анализа. Это позволит точно рассчитать изменение фильтрационно-емкостных свойств скважин, оценить эффективность их разработки и определить, как влияют друг на друга нагнетательные и добывающие скважины», – отмечает ученый.

В отличие от аналогов, комплекс позволит оценивать техническое состояние оборудования. Например, система сможет вовремя спрогнозировать процесс коррозии и определить ресурс трубопроводов. Предприятия смогут интегрировать разработку в свои базы данных. Программный комплекс будет полезен нефтегазодобывающим компаниям, считают ученые. Алгоритмы и модели можно будет использовать и в других отраслях промышленности, а также для рационального расхода воды в сфере ЖКХ.