• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17 апреля
ПНИПУ
88

Программа пермских ученых измерит выбросы мусоровозов

4.4

Углеродный след — это объем парниковых газов, выделяемых при человеческой деятельности. Хотя его обычно рассчитывают для промышленности, транспорт также вносит значительный вклад в загрязнение атмосферы. Особенно это касается мусоровозов, которые работают на холостом ходу, имеют неоптимизированные маршруты и активно потребляют топливо. Новый метод и программа ученых Пермского Политеха позволяют точно оценить их выбросы.

Программа пермских ученых измерит выбросы мусоровозов – иллюстрация к материалу на Naked Science
Ученые Пермского Политеха разработали программу для расчета углеродного следа мусоровозов / © dani argandona, unsplash

На программу выдано свидетельство. Разработка выполнена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Декарбонизация — один из ключевых трендов современности, направленный на снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Помимо энергетики и промышленности внимание необходимо уделять транспортной отрасли, которая является значимым источником парниковых газов. В последние годы прогрессивные транспортные компании все чаще анализируют маршруты доставки грузов и перевозки пассажиров с точки зрения энергоэффективности и углеродного следа. Это необходимо для разработки эффективных мер по снижению выбросов.

В настоящее время для оценки углеродного следа от сжигания топлива в двигателях транспортных средств применяются рекомендации международных стандартов и онлайн-калькуляторы (например, DHL Carbon Calculator, EcoTransit World), которые помогают компаниям анализировать показатели энергопотребления. Однако в расчетах не принимается во внимание специфика работы каждого вида транспорта в отдельности, а ведь разный режим движения, тип топлива, загрузка и даже холостой ход (когда машина во время погрузки или разгрузки не движется, но работает) напрямую влияют на объем выбросов: например, перегруженный транспорт потребляет больше топлива на тонну груза, а дизельные, бензиновые, газовые и электрические моторы производят разное количество углекислого газа.

Специализированные машины для перевозки твердых коммунальных отходов, то есть бытового мусора, играют важную роль в городской инфраструктуре. Их передвижение сопряжено с особенностями: частые остановки, холостой ход, прогрев двигателя в холодное время года — все это увеличивает расход топлива и, как следствие, углекислого газа.

Ученые Пермского Политеха разработали метод расчета, который учитывает прогрев двигателя, простой на холостом ходу, движение с разной нагрузкой, затраты топлива при погрузочно-разгрузочных работах.

— В расчете используются специальные коэффициенты, которые показывают, сколько углекислого газа образуется при сжигании определенного вида топлива (бензина, дизеля и так далее). Программа рассчитывает выброс на тонну отходов, собираемых по маршруту движения мусоровоза. В качестве исходной информации для расчета углеродного следа принимались сведения о количестве рейсов, грузоподъемности и эффективности загрузки собирающих мусоровозов на территории Перми, – комментирует Галина Батракова, профессор кафедры «Охрана окружающей среды» ПНИПУ, доктор технических наук.

Таким образом, в расчетах учитывается не только сам пробег машины, но и все ситуации, когда двигатель работает и сжигает топливо.

Поскольку для обработки такой информации требуется много данных, ученые решили автоматизировать эти расчеты.

— Мы написали программу на языке Pascal. Она позволяет рассчитать удельный выброс углекислого газа на тонну перевозимого мусора, что особенно важно при сравнении транспорта разной грузоподъемности. При внедрении раздельного сбора отходов потребуется разрабатывать более гибкие маршруты движения мусоровозов от контейнерных площадок к пунктам перегрузки, объектам переработки и полигонам захоронения, — рассказывает Дмитрий Старцев, аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» ПНИПУ.

С помощью своего ПО ученые смоделировали различные сценарии транспортировки мусора. Результаты показали, что работа двигателей мусоровозов при разгрузке контейнеров может составлять до 35% от общего объема выбросов углекислого газа.

Программа предназначена для организаций, которые ведут учет выбросов парниковых газов и предпринимают меры по их сокращению. В первую очередь политехники ориентируются на Региональных операторов отходов (РЭО) и специализированные транспортные компании.

Программа ученых Пермского Политеха поможет точно рассчитывать влияние мусоровозов на загрязнение атмосферы. Внедрение таких расчетов позволяет не только снизить углеродный след, но и оптимизировать логистику перевозки отходов. Сокращение времени простоя или выбор более экологичных видов топлива могут значительно уменьшить вредные выбросы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:04
НИУ ВШЭ

Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.

27 мая
Любовь Соковикова

Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.

Вчера, 17:32
Александр Березин

Около 55 миллионов лет назад на планете внезапно стало очень тепло — в среднем на 11 градусов теплее, чем сегодня. Побережье Северного Ледовитого океана получило климат нынешнего южного Крыма. Этот период крайне интересует ученых, поскольку более сильного потепления в истории планеты нет, а причины и последствия случившегося все еще загадка. Авторы новой работы несколько прояснили ее.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

27 мая
Любовь Соковикова

Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.

27 мая
НИУ ВШЭ

Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

6 мая
Александр Березин

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно