Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Попытка Европы уйти от российского газа привела к качественно новой зависимости от него
В 2022-2025 годах страны Западной Европы попытались отказаться от природного газа из России. Автор новой работы показал, что получившиеся при этом результаты были во многом противоположны целям.
После 2022 года государства ЕС последовательно отказывались от поставок газа из России, снизив его ввоз на 78 миллиардов кубометров только за первый год. Чтобы покрыть дефицит, они привлекли импорт из других источников. В целом аналогичные шаги европейцы предпринимали в последующие годы. Франческо Сасси (Francesco Sassi) из Института изучения промышленности и энергетики в Болонье (Италия), автор научной работы, опубликованной в журнале Energy Policy, проанализировал последствия этой политики.
Крупнейшим каналом для замещения дефицита российского газа в Европе стал рост закупок газа сжиженного (СПГ). Он поставляется не по трубопроводам, как российский до 2022 года, а морем, на крупных танкерах. Чтобы принять их, страны — импортеры в ЕС массово строили новые СПГ-терминалы. Уже в 2022 году закупки СПГ здесь выросли на 55 миллиардов кубометров (на 70% выше 2021 года). Если в 2021-м на ЕС пришлось только 20% мирового потребления СПГ, то в 2022-м эта доля выросла до 32% — самое быстрое изменение такого рода в истории.
Сасси отметил, что это историческое достижение сопровождалось столь же историческим подъемом цен. СПГ на европейских торговых площадках в 2022 году был в 9,31 раза дороже, чем в 2019 году, а в 2023-м — в 3,88 раза. Цены на электричество до субсидий в ряде частей Европы выросли всемеро относительно 2016-2020 годов. Ни таких быстрых, ни таких сильных подъемов цен на газ и электричество ранее в истории ЕС или других районов планеты не отмечали.

Исследователь добавил, что это случилось, даже несмотря на две подряд очень мягкие зимы в 2022-2023 годах, которые позволили снизить зимнее потребление газа на 18% от нормального. И все равно для компенсации роста цен на выработку электроэнергии государства ЕС были вынуждены потратить на разовые субсидии для отрасли сотни миллиардов евро.
На импорт СПГ в ЕС в 2022 году ушло свыше 315 миллиардов евро, больше совокупного ВВП таких членов Евросоюза, как Венгрия и Словакия. Эта цифра кратно превысила уровни 2019-го или 2020-го. То есть цена газового конфликта с Россией для ЕС намного превысила объемы помощи, которые она за то же время направила Украине.
Эти увеличившиеся расходы нанесли огромный финансовый удар компаниям и поставщикам энергии в ЕС.
Франческо сасси
Сасси констатировал, что цена процесса могла быть меньше, если бы Еврокомиссия (ЕК, аналог правительства в ЕС) позволяла заключать долгосрочные контракты на поставку СПГ. Однако ЕК выступила против таких контрактов по идеологическим причинам (необходимости полного отказа от газа в обозримом будущем). В итоге даже в 2024-м средние цены на электричество в ЕС вдвое превышали уровень до 2022 года. Это продолжало подрывать конкурентоспособность европейских компаний на фоне Китая и США, где цены в итоге кратно ниже.
Попутно была построена огромная дополнительная инфраструктура по регазификации импортного СПГ — на 50 миллиардов кубометров в год. Общие возможности ЕС в этом отношении выросли на 20%. Правда, Сасси задается вопросом о смысле такого строительства: по прогнозам той же Еврокомиссии, пик спроса на СПГ в ЕС пришелся на 2024 год. Дальше он, предположительно, снизится.
Как отметил автор, «большим и парадоксальным следствием стратегии ЕС по СПГ оказалась растущая европейская зависимость от российского СПГ». Это произошло, даже несмотря на запрет странами Балтии или Великобританией импорта сжиженного газа из России. Закупки остальных европейских стран сыграли на руку двум игрокам: США, которые в 2022 году нарастили экспорт СПГ на 11%, и России, которая увеличила такой экспорт на 10%.
Полных и достоверных оценок объема российского СПГ, который пришел именно в ЕС, нет, отметил Сасси. Так вышло потому, что во избежание обвинений в «наращивании зависимости от России» европейские компании запасают российский СПГ у себя и потом по частям пытаются продать его на другие рынки, особенно если мягкая зима привела к снижению расхода газа.
Однако все источники сходятся на том, что в 2022-2023 годах объем СПГ, поступившего из России в Европу, существенно вырос. Это продолжилось и в 2024-м. Если в 2021 году только 7% российского экспорта газа в Европу шло в форме СПГ, а остальное — по трубам, то к 2023 году — уже 40%. Россия стала вторым поставщиком такого газа в Европу, сразу после США, но впереди Катара.
Сасси заключил, что стратегия ЕС положить конец возможности России вести бои на Украине за счет снижения ее экспортных доходов от газового экспорта «не сработала». Мы же напомним, что еще в марте 2022 года Naked Science в двух материалах разбирал, почему подобная стратегия (и не только по газу) и не могла сработать в силу базовых законов экономики.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
Крабовый салат, крабовые чипсы, крабовые палочки, крабовый… коллайдер: что может быть общего у представителя отряда десятиногих ракообразных и физики элементарных частиц? Звучит абсурдно, а на деле – это проект новой установки со встречными пучками в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН), шестой в истории института. Он даст шанс на косвенные наблюдения темной материи, позволит изучать экзотические частицы, а также станет выгодным вложением для государства, считают ученые.
В честь Дня космонавтики российская аэрокосмическая компания БЮРО 1440 бросила всем «Космический вызов». Это квиз, пройти его до конца непросто, но, как мы убедились, все же возможно. Если вы проберетесь через общие вопросы о космосе и решите задачи из реальной практики космических инженеров, шанс на успех есть. Призы вдохновляют: экскурсия в реальный Центр управления полетами и даже поездка на действующий космодром.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии