Зоологи проследили за перемещениями морских губок — Naked Science

Зоологи проследили за перемещениями морских губок

3.8

Губки принято считать абсолютно неподвижными животными, намертво прикрепленными к субстрату, хотя известно, что некоторые из них способны передвигаться. Недавно их ползание удалось впервые наблюдать в естественных условиях.

©amanderson2, Flickr

В отличие от мультипликационного Губки Боба, настоящие морские губки — животные неподвижные. Общеизвестно, что они ведут прикрепленный образ жизни и питаются, фильтруя воду. Однако некоторые губки способны медленно перемещаться, и авторы новой статьи, опубликованной в журнале Current Biology, впервые наблюдали это в живой природе. Правда, ползание дается губкам большой ценой: животные оставляют за собой след из оторванных фрагментов тела.

В 2016 году команда немецких зоологов участвовала в полярной экспедиции на борту ледокола Polarstern. С помощью спускаемых камер и дистанционно управляемых подводных аппаратов они исследовали склоны подводного хребта Гаккеля, который продолжает Срединно-Атлантический хребет в Северный Ледовитый океан. Находясь на 87-й северной широте, в 350 километрах от Северного полюса, на темной глубине 580-1000 метров ученые обнаружили цветущие сообщества губок.

Даже неспециалист согласится: эти губки ползали, оставив след на дне / ©AWI OFOBS Team, PS101

Поверхность дна покрывали плотный ковер из живых губок и их мертвых останков — кальциевых скелетов — вперемежку с раковинами моллюсков. На некоторых из них ученые заметили фрагменты спикул — острых минеральных образований, вырванных из скелета губок. Такие обрывки складывались в следовые полосы, ведущие к оставившим их животным. Почти 70 процентов полученных кадров сохранили такие следы. В некоторых случаях губка сидела на конце следа выше по склону, чем его начало, а значит, не просто смещалась под силой тяжести, но и ползла.

©AWI OFOBS Team, PS101

Локомоции у губок не раз наблюдали в лаборатории, но, по словам авторов работы, в естественных условиях их удалось обнаружить впервые. По-видимому, движение происходит за счет подвижных клеток пинакодермы, которые в обычных обстоятельствах отвечают за прикрепление губки к субстрату. Несмотря на отсутствие нервной системы, эти животные способны в определенной степени регулировать давление воды в своих структурах. За счет этого спикулы с одной стороны тела медленно вонзаются в подложку, а с другой клетки вытягиваются и обрываются, оставляя след.

Таким способом эти «оседлые» животные способны смещаться на несколько миллиметров в день. Однако причины, заставляющие их «мигрировать», в точности неизвестны. Возможно, они ищут более богатые питательными веществами участки или тем самым помогают распространению своего потомства. Возможно даже, что след из спикул нужен как удобный субстрат для прикрепления следующего поколения губок.