13.01.2023
Александра Медведева
1 913

Эволюции потребуется 23 миллиона лет, чтобы заменить вымирающую фауну Мадагаскара

4.7

Международная команда ученых пришла к выводу, что для создания такого же широкого биоразнообразия, которое наблюдается на Мадагаскаре, природе понадобится 23 миллиона лет. Это огромное число говорит об уникальности фауны этого острова и необходимости срочных мер, направленных на ее сохранение.

© Flickr / Автор: Pinaria Caprarius

Около 90% всех видов растений и животных Мадагаскара не встречаются больше нигде на Земле. Однако все они сталкиваются с серьезными проблемами, вызванными уничтожением их среды обитания и изменением климата. Из 219 известных видов млекопитающих на этом большом острове, включая 109 видов лемуров, более 120 находятся под угрозой исчезновения.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, международная команда ученых оценила, сколько времени потребовалось бы для появления новых современных видов млекопитающих на Мадагаскаре. По их подсчетам, для формирования такой же уникальной фауны, которая могла бы заменить существующую, ушло бы 23 миллиона лет.

Мадагаскар — пятый по величине остров в мире, однако своим биоразнообразием он напоминает скорее мини-континент. За 150 миллионов лет, прошедших с тех пор, как Мадагаскар отделился от материковой части Африки, и 80 миллионов лет после расхождения с Индией его растения и животные прошли собственный уникальный эволюционный путь (напомним, что динозавры вымерли менее 70 миллионов лет назад). Ландшафты Мадагаскара варьируются от горных тропических лесов до равнинных пустынь, что позволило млекопитающим обитателям острова разделиться на разные виды гораздо быстрее, чем это сделали их континентальные родственники.

Чтобы оценить уязвимость мадагаскарских видов, исследователи создали набор данных, охватывающий все известные виды млекопитающих, сосуществовавших с людьми на Мадагаскаре за последние 2500 лет. После этого авторы построили генетические генеалогические деревья, чтобы выяснить, сколько времени им понадобилось, чтобы эволюционировать от различных общих предков. Затем ученые оценили, сколько времени ушло бы сейчас на формирование такого биоразнообразия, которое могло бы «заменить» всех находящихся под угрозой исчезновения млекопитающих Мадагаскара в случае вымирания.

По результатам исследования, чтобы восстановить разнообразие наземных млекопитающих, которые уже вымерли за последние 2500 лет, потребуется около трех миллионов лет. Кроме того, модели предполагают: если все млекопитающие, находящиеся сегодня под угрозой исчезновения, вымрут, необходимо 23 миллиона лет, чтобы восстановить аналогичный уровень разнообразия. Конечно, если мы позволим исчезнуть всем уникальным мадагаскарским видам, природа не вернет именно их через указанный период времени. Это значит лишь, что для достижения аналогичного уровня эволюционной сложности, как бы ни выглядели эти новые виды, нужно примерно 23 миллиона лет.

Это намного дольше, чем потребовалось бы на других островах, таких как Новая Зеландия или острова Карибского бассейна. По мнению ученых, сейчас биоразнообразие Мадагаскара проходит переломный этап, и у людей еще есть шансы его сохранить. Однако, по их оценкам, остается всего около пяти лет, чтобы действительно продвинуться в сохранении природы Мадагаскара.