Вороны оказались способны «заражаться» чужими эмоциями - Naked ScienceNaked Science
22 мая

Вороны оказались способны «заражаться» чужими эмоциями

Новые эксперименты показали, что вороны не только умны, но также высокосоциальны и даже могут «заражаться» пессимизмом от других птиц.

raven0

Люди легко подхватывают психологический настрой окружающих — это явление называется эмоциональным заражением и особенно ярко проявляется при спонтанном возникновении паники в толпе. Считается, что эмоциональное заражение свидетельствует о развитой социальности и способности к эмпатии, оно обеспечивает быстрый обмен критически важной информацией (в том числе об опасности), укрепляет связи внутри группы. Так что едва ли удивительно, что во́роны Corvus corax, известные своим высоким интеллектом, оказались способны и к «заражению» эмоциями. При этом негативные эмоции распространяются между ними куда быстрее позитивных, совсем как у людей.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, ученые из команды профессора Венского университета Томаса Буньяра (Thomas Bugnyar) описывают многоэтапный эксперимент, показавший обмен эмоциями в группе воронов. В течение трех месяцев три самки и пять самцов содержались в общем вольере и успели хорошо узнать друг друга и выстроить собственные связи. Затем их научили различать две деревянные коробки (из одной всегда можно было достать награду (кусочек сыра), а вторая всегда оставалась пустой), отметив реакцию птиц на позитивный и негативный стимулы.

Ворон клюет коробку с позитивным стимулом — кусочком сыра / ©Jessie Adriaense, Vice

После этого воронам предлагали нейтральный стимул, третью коробку, вид и содержимое которой было им неизвестно. Эта третья коробка могла содержать немного собачьего корма, который вороны обожают, либо морковку — продукт, не слишком для них интересный. Соответственной была и реакция открывавших ее птиц: «оптимистический» ответ выражался в клевании, а негативный — во фрустрированном перенаправлении активности на другие предметы, что могло выражаться, например, в виде копания.

Наконец, воронов объединяли в пары, причем один из них играл активную роль и мог осматривать предъявляемые стимулы, а другой оставался наблюдателем и, отделенный решеткой, мог лишь видеть действия партнера. «Демонстраторам» предъявляли положительный или отрицательный стимул (морковь или собачий корм), и они, действительно, реагировали на него либо фрустрацией, либо радостным клеванием. Наконец, убедившись, что вороны-наблюдатели проследили за их поведением, ученые предъявляли им нейтральный стимул — ту же третью коробку.

«Демонстратор» и наблюдатель во время экспериментов / ©Jessie Adriaense, Vice

И вот тут проявлялось эмоциональное заражение: если птица видела, что ее соседка не получила никакого лакомства, она с меньшим интересом исследовала новый стимул. Что характерно, позитивные переживания оказались не настолько «заразными», и если ворон-«демонстратор» реагировал позитивно на полученный корм, то на реакции «наблюдателя» в ответ на нейтральную коробку это почти не сказывалось.

«Возможно, — пишут авторы статьи, —  негативные эмоции проще стимулируются в экспериментах или они проявляются более ярко, нежели позитивные. В конце концов, животные (и люди в том числе) уделяют больше внимания негативной, нежели позитивной информации, поступающей извне».