Ученые предсказали скорый коллапс экосистем по всему миру — Naked Science

Ученые предсказали скорый коллапс экосистем по всему миру

6.1

Моделирование показало, что при пессимистическом развитии событий экосистемы океана ждет массовая гибель уже в нынешнем десятилетии, а в 2040-х катастрофа охватит и жителей суши.

©Nathan Rott

Несмотря на пандемию, изменения климата и массовое вымирание видов продолжаются, и, если не предпринять масштабных и активных действий, катастрофа может разразиться раньше, чем кто-либо ожидал. Коллапс океанских экосистем наступит уже в нынешнем десятилетии, а к 2040-м охватит и жителей суши. К такому выводу пришли авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature.

Алекс Пижо (Alex Pigot) из Имперского колледжа Лондона и его коллеги разделили поверхность Земли на участки размерами 100 х 100 километров и для каждого собрали данные об изменениях климата между 1850 и 2005 годами, а также о живущих здесь животных и растениях (в общей сложности на карту были нанесены ареалы более чем 30 тысяч видов). Затем к этому добавили ежегодные прогнозы по дальнейшим климатическим изменениям до 2100 года.

У каждого вида существует определенный температурный диапазон, при выходе из которого его существование как целого оказывается под угрозой. Когда потепление в том или ином квадрате полученной модели превышало комфортное, вид терял его из общей площади своего ареала. Проследив за ожидаемыми изменениями, ученые обнаружили, что такое сокращение развивается быстро, как лавина, как коллапс, и к гибели подходят множество видов одновременно.

Если глобальное потепление будет продолжаться по нынешнему, довольно опасному сценарию и к 2100 году температура повысится на 4 °С от доиндустриального уровня, то не менее 15% мировых экосистем потеряют более 20% составляющих их видов и погибнут. Первыми такая катастрофа может охватить экосистемы Мирового океана, страдающие не только от потепления, но и от закисления воды, и снижения содержания в ней кислорода.

В морях коллапс может случиться еще до конца нынешнего десятилетия, к 2040-м катастрофа ожидает ключевые экосистемы суши в Амазонии, Индии, Центральной Африке и Северной Австралии, а к 2050-м распространится на более умеренные широты. Однако если требования Парижского соглашения по климату все же будут выполняться и потепление удержится в пределах 2 °C, коллапс ждет уже лишь 2% экосистем.

«Это не постепенное скатывание по склону, — сказал Алекс Пижо в комментарии для The Guardian, — а серия резких обрывов, которые “разверзаются” в определенное время в определенном месте».

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.