Ученые объяснили, почему мужчины больше подвержены болезням — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые объяснили, почему мужчины больше подвержены болезням

2.6

Когда речь идет о самцах, эволюция благоприятствует отбору партнеров и размножению в ранние годы половой зрелости в ущерб более долгосрочному благополучию. Это может объяснить, почему женщины живут дольше и менее подвержены к заболеваниям.

Кадр из фильма «Ода к радости»

Группа ученых-генетиков из Университета Макмастера в Канаде выяснила: человеческий геном эволюционировал, чтобы способствовать наследованию очень разных характеристик у женщин и мужчин. Это делает последних более уязвимыми для множества физических и психических заболеваний. Подробности работы опубликованы в журнале Journal of Molecular Evolution.

Исследователи рассматривали аутизм как иллюстрацию общей тенденции. Мальчики чаще наследуют признаки, которые делают их более уязвимыми к воздействию окружающей среды и факторов развития. В итоге они в четыре раза чаще страдают той или иной формой аутизма и у них более тяжелые симптомы.

Кроме того, анализ показал, что хотя некоторые заболевания встречаются только у женщин или гораздо чаще, чем у мужчин, представители так называемого сильного пола в целом более подвержены заболеваниям и в результате в среднем умирают раньше. Основные причины этого: негативные плейотропные эффекты полового отбора и эволюции, большее количество мутаций и более медленная приспособляемость к условиям среды.

Также сыграл роль более слабый иммунитет. Женщины, говорят исследователи, обычно живут дольше и менее уязвимы для большинства заболеваний, поскольку их геном эволюционировал в ответ на вредоносные характеристики мужского генома. И в итоге выработал лучший иммунитет и увеличил продолжительность жизни.

Несмотря на то что человеческое поведение в отношении выбора партнера изменилось, эти генетические характеристики остаются и продолжают выражаться в здоровье и развитии современных мужчин. «У наших клеток есть память, и они несут в себе накопление всех изменений, которые наши предки пережили за миллионы лет», — объяснил профессор Рама Сингх, автор исследования.

Также генетики отметили, что происхождение психических заболеваний сложнее, чем физических, хотя на них влияют те же эволюционные факторы. Например, женщины более склонны к депрессии и тревоге, в то время как мужчины — к развитию антисоциальных расстройств.

Понимание здоровья человека через призму геномики может и должно направлять поиск методов лечения и профилактики, добавили ученые. «Наши выводы — действительно хороший пример того, что генетикам и эволюционным биологам стоит учитывать в исследованиях в области здравоохранения», — подытожил Карун Сингх, один из авторов работы.