Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
9 октября
Александра Медведева
18 708

Ученые выяснили, какие связи нарушены в мозге героиновых и кокаиновых наркоманов

4.7

Исследуя мозг людей, зависимых от кокаина и героина, ученые обнаружили новые структурные особенности. У пациентов была нарушена связь между префронтальной корой, участвующей в исполнительной функции, и хабенулой — частью мозга, играющей ключевую роль в системе вознаграждения. Чем раньше человек начинал употреблять вещества, тем сильнее были выражены нарушения в его мозгу.

Кадр из фильма “Лицо со шрамом” (1983)

Сотрудники Медицинской школы Икана на горе Синай (США) показали, что тракты белого вещества, связывающие различные отделы мозга, разрушаются при кокаиновой или героиновой зависимости. Особенно страдает тракт, который связывает префронтальную кору головного мозга, регулирующую сложное когнитивное и социальное поведение, принятие решений и согласование мыслей и действий, а также хабенулу — крошечную область мозга, играющую решающую роль в вознаграждении и обучении, связанном с вознаграждением. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Хабенула, или «поводок», расположена в эпиталамусе, ее уже исследовали в опытах на грызунах с моделями кокаиновой зависимости. Тогда было показано, что у животных нарушается передача сигналов от префронтальной коры к хабенуле и это становится причиной абстинентного поведения.

Теперь ученые использовали метод диффузионной магнитно-резонансной томографии, или МР-трактографии, чтобы исследовать мозг людей. Этот способ позволяет проследить диффузию молекул воды вдоль миелиновых оболочек нейронов и получить информацию о связях между различными отделами головного мозга и целостности проводящих путей.

Ученые выявили многочисленные микроструктурные различия между мозгом зависимых и здоровых людей. В том числе у наркозависимых снижалась связность и нарушалась ориентация волокон белого вещества в проводящих путях. Причем такие аномалии присутствовали даже у тех, кто бросил наркотики после длительного периода употребления.

Кроме того, нарушения не различались у потребителей кокаина и героина. Однако они были более выражены у людей, начавших употреблять в более раннем возрасте.

Результаты работы продемонстрировали новую, ранее неизученную цепь в патофизиологии наркомании у людей. Ученые надеются, что полученные данные помогут разрабатывать новые методы терапии и выявления факторов риска.