Связи между размером мозга приматов и их интеллектом не выявлено — Naked Science

Связи между размером мозга приматов и их интеллектом не выявлено

4.3

Немецкие ученые показали, что когнитивные способности лемуров, имеющих маленький мозг, почти не отличаются от таковых у человекообразных и других обезьян с крупным мозгом.

Связи между размером мозга приматов и их интеллектом не выявлено / ©animaljournal.ru

Результаты работы сотрудников Института исследований приматов имени Лейбница в Гёттингене (Германия) опубликованы в журнале PeerJ. Человекообразные обезьяны, в особенности шимпанзе и гориллы, относятся к числу самых интеллектуальных существ после людей. У всех них (включая нас) мозг относительно крупный по сравнению с телом. И хотя прямых корреляций между размером мозга и степенью интеллекта проводить нельзя, считается, что большой мозг (относительно тела) все же оказывает влияние, например, на быструю обучаемость и память.

Приматы — довольно разнообразная группа животных, и размеры их мозга могут различаться между собой до 200 раз. Лемуры также относятся к приматам и имеют маленький мозг, поэтому исследователи выбрали именно этих животных, чтобы сравнить их когнитивные способности (память, мышление, внимание, воображение и другие познавательные процессы) с другими приматами — с более крупным мозгом, — в том числе с человекообразными обезьянами.

Кроме того, эти животные — самые многочисленные из приматов и представляют собой связующее звено между ними и другими млекопитающими, поэтому служат живой моделью происхождения когнитивных способностей приматов. Анализ проводили при помощи специализированного теста на когнитивные способности у приматов. Результаты показали, что, несмотря на маленький размер мозга, когнитивные способности различных видов лемуров в среднем принципиально не отличаются от показателей других видов приматов.

Лишь в тестах, исследующих пространственное мышление, приматы с большим мозгом показали лучшие результаты. Это справедливо даже для мышиных лемуров, мозг которых чрезвычайно мал. Таким образом, ученые пришли к выводу, что когнитивные способности нельзя обобщать: какие-то виды имеют более развитый интеллект в одной сфере, какие-то — в другой. И связь между размером мозга и уровнем интеллекта весьма условна.

Возможно, это открытие заставит ученых пересмотреть некоторые из общепринятых воззрений на процессы космической эволюции.