Телескоп CHEOPS рассмотрел экстремальную экзопланету у экстремальной звезды — Naked Science

Телескоп CHEOPS рассмотрел экстремальную экзопланету у экстремальной звезды

4.5

Далекая звезда WASP-189 вращается так быстро, что сплюснута с полюсов, а вокруг нее движется «сверхгорячий юпитер» — с температурой, способной испарить железо.

WASP-189 и ее планета: взгляд художника
WASP-189 и ее планета: взгляд художника / ©ESA

Запущенный менее года назад европейский космический телескоп CHEOPS предназначен для поиска экзопланет транзитным методом, то есть по периодическому изменению блеска звезды, пока вращающаяся вокруг планета проходит на ее ярком фоне. А недавно к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics принята первая статья, написанная по результатам работы CHEOPS. Она посвящена весьма необычной звезде WASP-189 и ее «экстремальной» планете WASP-189b.

WASP-189b открыли еще в 2018-м, однако новые инструменты CHEOPS позволили рассмотреть эту систему намного детальнее. Она расположена на расстоянии около 320 световых лет, в созвездии Весы, и включает большую и горячую белую звезду как минимум с одной планетой — газовым гигантом примерно вдвое массивнее Юпитера. При этом радиус орбиты WASP-189b в 20 раз меньше земного, а полный годовой оборот она совершает менее чем за трое наших суток.

Система WASP-189 / ©ESA

Как и многие другие крайне жаркие планеты, WASP-189b относится к сверхгорячим юпитерам. Благодаря приливному захвату она постоянно повернута к своей звезде одной и той же стороной. Температура здесь достигает 3200 °С — достаточных для того, чтобы не только расплавить железо, но и испарить его. «Поскольку WASP-189b находится очень близко к звезде, ее дневная сторона отражает так много света, что мы можем даже заметить его отсутствие в те периоды, когда планета уходит из видимости», — добавляет Моника Лендль (Monika Lendl), одна из авторов работы.

Необычные особенности обнаружили и у самой звезды WASP-189. «Мы заметили, что транзит газового гиганта на фоне звезды проходит несимметрично, — добавляют ученые. — Благодаря данным CHEOPS мы можем заключить, что звезда сама вращается настолько быстро, что не сохраняет сферическую форму, а становится эллипсоидом, растянутым вдоль экватора».