01.03.2016
Редакция Naked Science

Метание камней в деревья может быть началом ритуалов у шимпанзе

Обитающие в Западной Африке шимпанзе забрасывают камнями не только противников, но и безобидные деревья. Приматологи считают, что это странное поведение может быть простейшей формой ритуала или символического действия.

sn-chimpstones

Шимпанзе – наши родственники, причем настолько близкие, что некоторые ученые выступают за объединение наших родов – Pan и Homo – в один. Однако эта близость не мешает людям сажать шимпанзе в клетки, а им – метать в нас камни, почувствовав опасность. Такой прием шимпанзе используют и в конфликтах между стаями.

Однако недавно большая международная группа приматологов наблюдала у четырех популяций шимпанзе, живущих на воле, в Западной Африке, странный обычай. Они могли подолгу бросаться камнями в деревья или просто прятали камни в щели между корнями. Наблюдения продолжались от 14 до 17 месяцев на территории Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Ливии и Кот-д’Ивуара.

В статье, опубликованной журналом Scientific Reports, авторы сообщают, что прежде подобного поведения за шимпанзе никогда не отмечалось. Однако самой большой загадкой остается смысл происходящего: для чего они это делают, сказать пока трудно. Впрочем, ученые выдвигают две версии, и обе снова указывают на удивительную близость между людьми и шимпанзе.

Поскольку за метанием камней заставали лишь самцов, этот процесс может служить своего рода ритуалом, шум которого привлекает самок и предупреждает самцов-конкурентов. Тогда это – первый известный случай использования шимпанзе каменных орудий труда для чего-либо помимо непосредственной добычи пищи или драк. С другой стороны, была выдвинута и другая, еще более интересная гипотеза.

Авторы исследования отмечают, что груды камней, которые скапливаются под деревьями, между их корнями, могут иметь культурное значение и символически отмечать территорию, как каменные пирамидки, которыми люди испокон веков обозначают важные тропы или места.