11.03.2023
Анна Новиковская
3 511

Извлеченный из вечной мерзлоты вирус оказался активным

5.5

Международная команда исследователей из Франции, России и Германии «оживила» вирусы, на десятки тысяч лет замороженные в вечной мерзлоте. Те оказались по-прежнему способны заражать живые организмы.

Гигантский вирус из сибирской вечной мерзлоты / ©Рисунок из статьи в Viruses / Автор: Иван Беляев

Вечная мерзлота — отличный консервант: было найдено множество трупов животных и остатков растений, остававшихся в промерзшем грунте на протяжении тысячелетий. Также известно, что семена растений, сохранившиеся во льду, возможно прорастить после размораживания, а споры бактерий и вирусы — вернуть к активной жизни.

Во избежание возможных последствий ученые работают только с гигантскими вирусами, целью которых выступают одноклеточные микроорганизмы, а не растения и животные. Собрав семь образцов вечной мерзлоты в Восточной Сибири и на Камчатке, исследователи из Франции, России и Германии смогли выделить 13 новых типов вирусов и вернуть их в активное состояние.

«Ожившие» вирусы смогли успешно заразить акантамеб, хотя, судя по результатам радиоуглеродного датирования вечной мерзлоты, они находились в состоянии покоя от 27 тысяч до 48 500 лет. Эти вирусы принадлежат к пяти кладам, заражающим одноклеточные организмы.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Viruses, особенно тревожны с учетом текущих тенденций изменения климата: по мере того как планета нагревается, а вечная мерзлота тает, существует вероятность пробуждения вирусов, способных заразить людей. И это вовсе не научная фантастика: ранее исследователи обнаружили вирус гриппа в образце легкого женщины, которая умерла на Аляске во время пандемии гриппа 1918 года, а другой образец вируса, похожего на вирус оспы, нашли в теле мумифицированной женщины, пролежавшей в вечной мерзлоте Сибири около 300 лет.

Таким образом, «зомби-вирусы» вполне реальны, а недостаток данных о них — скорее следствие небольшого числа исследований, чем отражение редкости их сохранения в промерзшем грунте. Вполне вероятно, что по мере исчезновения вечной мерзлоты человечеству вновь придется столкнуться с черной оспой и другими смертоносными вирусными заболеваниями.