26.07.2023
9 513

Африканские птицы научились «подписывать» свои яйца для борьбы с кукушками

5.1

Биологи обнаружили, что самки воробьев дронго приносят яйца с индивидуальным узором. Это позволяет им определять чужие более чем в 90 процентах случаев.

Яйца двух самок дронго; правые нижние — кукушечьи
Яйца двух самок дронго; правые нижние — кукушечьи / ©Jess Lund / Автор: Lampronia Auxilius

Кукушки — самые знаменитые гнездовые паразиты, которые подкладывают свои яйца в кладки других птиц, чтобы те заботились об их потомстве. Африканские кукушки Cuculus gularis чаще всего паразитируют на местных родственниках воробьев — дронго (Dicrurus adsimilis). Их яйца похожи до полного неразличения, однако дронго нашли способ распознавать подлог и избавляются от чужого яйца более чем в 90 процентах случаев. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Academy B.

Джесс Лунд (Jess Lund) и ее коллеги из Кейптаунского университета собрали 192 яйца из гнезд дронго, живущих на юге Замбии. Среди них оказалось 26 кукушечьих, причем настолько похожих на «оригинал» формой, размером и расцветкой, что с их распознаванием не всегда справлялись даже эксперты и системы машинного зрения.

Изучив яйца внимательно, ученые заметили, что пестрый узор на яйцах каждой самки дронго индивидуален, как отпечатки наших пальцев или полосы на теле тигров и осьминогов. И хотя кукушки в целом повторяют эту расцветку, они не могут в точности скопировать «личные» особенности каждой самки, что позволяет тем отличать подложенные яйца от собственных.

Чтобы проверить эту гипотезу, биологи поменяли местами яйца из разных гнезд дронго, причем старались выбирать наиболее похожие друг на друга. И действительно, даже в таких обстоятельствах самки выбросили 76 из 114 яиц — около 66 процентов. Сравнив расцветку и узор на принятых и отвергнутых яйцах, ученые составили компьютерную модель, которая позволяет предсказывать выбор дронго.

Эту модель применили для симуляции такого процесса с кукушечьими яйцами в естественных условиях. Она показала, что дронго должны быть исключительно эффективны в распознавании подлога, определяя его в 94 процентах случаев. Таким образом, несмотря на все свои навыки гнездового паразитизма, самка африканской кукушки способна приносить в среднем лишь двух потомков за всю жизнь.