Продемонстрирована роль животных в сдерживании глобальной вирусной угрозы — Naked Science
01.04.2020

Продемонстрирована роль животных в сдерживании глобальной вирусной угрозы

5.1

Морские губки и другие животные оказались высокоэффективными «чистильщиками» природы от массы разнообразных вирусов.

©marineQUT

Количество и разнообразие вирусов на Земле трудно вообразить. Исследования морской воды легко приносят сотни тысяч новых видов «за раз»: в каждом миллилитре ее содержится порядка 10 миллионов вирусных частиц, и многие еще совершенно не изучены. К счастью, эти внутриклеточные паразиты высокоспециализированные и редко заражают представителей разных видов, особенно довольно удаленных друг от друга. Вирусы растений безвредны для животных, а вирусы, поражающие рыб, бессильны перед человеком.

В новой работе экологов из Нидерландского Королевского института морских исследований (NIOZ) рассмотрен еще один механизм снижения этой глобальной угрозы — организмы, которые не являются хозяевами тех или иных вирусов, но способны активно дезактивировать их и выводить из циркуляции. Статья Дженнифер Уэлш (Jennifer Welsh) и ее коллег опубликована в журнале Scientific Reports.

Ученые поставили эксперименты в лаборатории, следя за тем, как меняется содержание в воде частиц поражающего водоросли вируса PgV-07T, в присутствии различных морских животных: актиний, личинок многощетинковых червей, асцидий, ракообразных, устриц, мидий, губок. Организмы с фильтрующим типом питания действительно оказались весьма эффективны в выведении вируса из воды.

Эксперименты Уэлш и ее коллег / ©NIOZ

За три часа в аквариуме с губкой количество частиц патогена уменьшалось на величину до 94 процентов, за сутки — до 98 процентов. Вторую строчку по этому показателю заняли крабы (90 процентов за 24 часа), а третью и четвертую — мидии (43 процента) и устрицы (12 процентов).

Разумеется, в реальной жизни все устроено намного сложнее, и эти результаты не стоит напрямую переносить в естественные условия. Тем не менее Дженнифер Уэлш и ее коллеги считают, что участию организмов — не хозяев и не переносчиков вируса — в его «круговороте» до сих пор уделяется слишком мало внимания. А между тем такие механизмы могут служить мощным фактором, сдерживающим распространение инфекционных вспышек.