27 468

Эксперимент показал, как псилоцибин помогает мозгу восстановиться после стресса

5.5

Псилоцибин — вещество, вызывающее психоделические состояния и содержащееся в «волшебных грибах» — быстро стимулировал рост нервных связей, утерянных при стрессе.

Псилоцибиновые грибы
Из известных биологических источников псилоцибина наибольшее его количество содержится в грибах рода Psilocybe (отсюда название), в меньших количествах — в грибах родов панеолус (Panaeolus), строфария (Stropharia), Гимнопил (Gymnopilus), волоконница (Inocybe)и во многих других / / © Getty Images

Псилоцибин — алкалоид, серотонинергический психоделик с неиспользованным терапевтическим потенциалом, вызывающий чувство эйфории и искажение ощущений, зрительные и слуховые галлюцинации. В природе он содержится в основном в так называемых волшебных грибах рода Psilocybe, в меньших количествах — в грибах родов панеолус, строфария, гимнопил, волоконница и других. Согласно Конвенции ООН о психотропных веществах от 1971 года, псилоцибин — контролируемое вещество из списка номер один: значит, с высокой вероятностью приводит к злоупотреблению и не служит законным медицинским целям.

Псилоцибин активирует рецепторы серотонина, чаще всего в префронтальной коре мозга, которая ответственна за настроение, познание и восприятие. Галлюциногены влияют и на другие области мозга, регулирующие реакции возбуждения и паники. После того как псилоцибин попадает в кишечник, организм преобразует его в псилоцин — психоактивное вещество-алкалоид из семейства триптаминов. Галлюциногенные эффекты обычно проявляются в течение 30 минут после приема внутрь и сохраняются на протяжении четырех-шести часов. У некоторых людей изменения в сенсорном восприятии и образе мышления могут оставаться несколько дней.

Ритуальное использование псилоцибина в мистических или духовных целях восходит к доколумбовым месоамериканским обществам и продолжается по сей день. Хотя в основном этот наркотик используют ради развлечения и поисков «трансцендентного духовного опыта».

В 2006 году сотрудники Центра исследований психоделии и сознания Джонса Хопкинса опубликовали исследование безопасности и положительных эффектов псилоцибина. Врачи, в свою очередь, тестировали это вещество для лечения кластерных головных болей, тревожности, вызванной раком на последней стадии, депрессии и других тревожных расстройств. Некоторые ученые подвергли сомнению его эффективность и безопасность в качестве терапевтического средства, тем не менее псилоцибин продолжают изучать в контексте лечения депрессии. Но то, каков его механизм и как долго могут сохраняться положительные результаты, все еще не ясно.

Ученые с кафедры психиатрии Медицинской школы при Йельском университете (США), используя лазерный сканирующий микроскоп, показали, что однократная доза псилоцибина, введенная подвергнутым стрессу мышам, вызывает немедленное и продолжительное усиление связей между нейронами. Структурная перестройка происходила быстро, в течение 24 часов, и сохранялась спустя месяц. Помимо этого, вещество нивелировало поведенческий дефицит, связанный со стрессом, и повышало активность нейротрансмиттеров. Об этом рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Neuron.

Как оказалось, псилоцибин повышает плотность дендритных шипиков — небольших выступов на нервных клетках, которые помогают передавать информацию между нейронами. В то же время хронический стресс и депрессия уменьшают количество этих нейронных связей.

«Мы не только увидели увеличение числа нейронных связей на 10% — они были в среднем примерно на 10% больше, поэтому сильнее», — подчеркнул Алекс Кван, доцент психиатрии и нейробиологии.

Не стоит забывать, что псилоцибин остается небезопасным и незаконным наркотиком, хотя считается, что зависимости он все же не вызывает. Передозировка может сопровождаться волнением, рвотой, диареей, мышечной слабостью, паникой или паранойей, психозом, припадками, спутанность сознания и в тяжелых случаях — комой.