05.05.2023
Анна Новиковская
5 706

Биологи впервые обнаружили животное, способное синтезировать фитостерол

6.6

«Фитон» означает «растение», и долгое время фитостеролы считались веществами исключительно растительного происхождения. Однако международной группе исследователей удалось доказать, что это не так.

Эти миниатюрные черви смогли изменить наши представления о биохимии живых организмов / © Rebekka Jahnke/Max Planck Institute for Marine Microbiology / Автор: Sycophanta Duccius

Холестерин и фитостерин — это стеролы, жирные соединения, необходимые как животным, так и растениям для множества биологических процессов. До сих пор считалось, что для растений характерны фитостеролы, а для животных — холестерин, и что фитостеролы могут образовываться только у растений, в то время как холестерин — лишь у животных.

Однако исследователи из Германии, США и Великобритании смогли обнаружить фитостеролы в организме крошечного морского червя Olavius algarvensis, обитающего в зарослях водорослей в Средиземном море. Можно было подумать, что фитостеролы попали в организм червя из съеденных растений, но эту гипотезу ученые сразу отвергли: как и его дальний родственник — дождевой червь, Olavius algarvensis питается исключительно детритом.

Ученые проверили и альтернативные гипотезы — например, не могли ли симбиотические бактерии червя «обеспечить» его фитостеролом, или не мог ли он впитать его через кожу. Но в конце концов авторы работы пришли к выводу, что червь должен был сам его синтезировать.

Что еще любопытнее, исследователям удалось определить, какой ген отвечает за синтез фитостерола из предшественников холестерина. Этот ген оказался далеко не уникальным в животном мире. Помимо Olavius algarvensis, им «владеют» самые разные животные — от коралловых полипов до моллюсков.

Ныряльщик в процессе сбора червей из зарослей водорослей на дне Средиземного моря / © HYDRA Marine Sciences GmbH

До сих пор исследования стеролов на животных были сосредоточены на холестерине, тогда как фитостеролы изучались только с позиции их пользы для здоровья человека. Тем не менее точный механизм их воздействия на наш организм пока не ясен. Теперь, заполучив ценный модельный объект, биологи планируют подробнее изучить воздействие фитостеролов на животный организм.