06.05.2022
Мария А.
5 993

Питание по графику вкупе с низкокалорийной диетой увеличило продолжительность жизни

5.3

Как утверждают исследователи, такая схема питания может не ускорять потерю лишних килограммов (хотя, скорее всего, на снижение массы тела она повлияет), зато принесет пользу для здоровья и в итоге продлит жизнь.

Кадр из американского ситкома «Офис»
Кадр из американского ситкома «Офис» / © Giphy / Автор: Михаил Григорьев

Новое исследование ученых из Института мозга Питера О’Доннелла — младшего, Медицинского института имени Говарда Хьюза и Центра ресурсов животных при Юго-западном медицинском центре Техасского университета (США) показало, что низкокалорийная диета в сочетании с питанием исключительно в определенные часы способствует долголетию у мышей. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Авторы многих предыдущих исследований приходили к выводу, что ограничение калорий увеличивает продолжительность жизни животных — червей, мух, грызунов и обезьян. А когда люди потребляли на 15 процентов меньше калорий, чем обычно, это влияло на то, что происходит с телом во время сна: на втором году у тех, кто ел меньше калорийной пищи, ученые наблюдали резкое замедление скорости метаболизма в ночное время и небольшое, но значительное падение температуры тела в то же время суток. Помимо этого, анализ крови таких испытуемых показал, что у них на 20% снизился процесс повреждения клетки в результате окисления — именно он считается ключевым признаком старения.

Тем не менее механизмы, за счет которых ограничения калорийности пищи продлевают жизнь, остаются плохо изученными. Тем более сложно систематически исследовать такие стратегии питания на примере людей: они не могут годами пребывать в лаборатории и ограничивать себя строго определенными порции еды всю жизнь.

Поэтому подопытными в новом исследовании, которое команда японско-американского нейробиолога и генетика Джозефа С. Такахаши проводила на протяжении четырех лет, вновь стали мыши. Животные находились в клетках с автоматическими кормушками, поэтому можно было легко контролировать их приемы пищи. Некоторым грызунам позволили есть столько, сколько они хотели, а другой группе ограничили потребление калорий на 30 процентов. При этом испытуемые, сидевшие на диете, питались по разным графикам — в том числе ночью, когда мыши наиболее активны.

«Мы показали, что 30-процентного ограничения калорий достаточно для увеличения продолжительности жизни на десять процентов. Тем не менее ежедневный интервал голодания и соблюдение циркадных ритмов кормления, действовавшие вместе, продлили жизнь самцам мышей на 35 процентов. Эти эффекты не зависели от массы тела», — пишут ученые.

Грызуны, получавшие низкокалорийную пищу ночью, только в течение двух часов (следовательно, остальные 22 часа они голодали), жили дольше всех. Комбинируя такую диету с режимом питания по графику, удалось увеличить среднюю продолжительность жизни подопытных на девять месяцев.

«Старение провоцирует повсеместное увеличение экспрессии генов, связанных с воспалением, и снижение экспрессии генов, кодирующих компоненты метаболических путей в печени. Кормление мышей в ночное время суток улучшило эти связанные со старением изменения. Таким образом, циркадные вмешательства способствуют долголетию и открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов старения», — отметили авторы исследования.

Ограниченное по времени питание — популярное сегодня интервальное, или прерывистое, голодание по определенной схеме — может не приводить к снижению массы тела, но положительно влиять на общее состояние организма. Конечно, ученые не предлагают людям есть по ночам: в нашем случае приемы пищи ограничивались бы дневными часами.