Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26 сентября
7 108

Несмотря на защитное ограждение, растение весом шесть тысяч тонн все еще находится под угрозой съедения

Роща тополя осинообразного, известная как «роща Пандо»: в переводе с латыни это означает «я распространяю» / © wikipedia.org

Хотя обычно, когда речь заходит о самом тяжелом организме на нашей планете, люди привыкли вспоминать синих китов или секвойи, в США произрастает ничем не примечательный с виду лесок, которому на самом деле принадлежит этот титул. Дело в том, что речь идет о едином организме, пусть и чрезвычайно разросшемся: площадь этой клональной колонии, прозванной «рощей Пандо», составляет 43 гектара.

Впервые колонию обнаружили в 1968 году, хотя, конечно, сама роща намного старше: ее возраст оценивается в 80 тысяч лет. Что любопытно, тополь осинообразный, составляющий рощу, — вид двудомный. В этом случае речь идет о мужском растении, которое размножается вегетативно, то есть без участия семян.

Еще в 2018 году ученые, оценивая состояние необычной рощи, указали на растущую угрозу со стороны оленьих стад и крупного рогатого скота: объедая молодые побеги тополя, животные останавливали обновление рощи, что могло привести к ее гибели. Чтобы этого избежать, люди огородили часть рощи защитным забором, и теперь ученые вернулись для оценки эффективности предпринятых мер.

Оказалось, забор помог, но лишь отчасти: всего около 16 процентов рощи оказались полностью защищены от травоядных, и там новые тополиные побеги уже окрепли. В других местах ограждение пришло в негодность (его недавно починили), там старых и умирающих стволов все еще больше, чем молодых. Наконец, примерно половина всей рощи осталась неогороженной, поэтому голодные животные там по-прежнему выедают большую часть побегов, оставляя только старые стволы.

Чернохвостый олень — основной «пожиратель» рощи Пандо / © muledeer.org

Таким образом, некогда единая роща экологически разделилась натрое: по мере того как неогороженная часть медленно отмирает, защищенные забором деревья постепенно восстанавливаются, а те, к которым травоядные сохранили ограниченный доступ, застыли в некоем равновесии между восстановлением и гибелью.

Ученые полагают, что укрепление и расширение забора ситуацию не спасет: в результате мы получим лишь «зоопарк под открытым небом». Роща не сможет выжить на ограниченной территории, ведь это приведет к истощению почв и гибели деревьев. Чтобы спасти уникальный организм, защитникам природы придется подойти к проблеме с другого конца и предпринять меры по контролю численности чрезмерно расплодившихся оленей, а также ограничить доступ к роще для выпасаемого домашнего скота.

Исследование опубликовано в журнале Conservation Science and Practice.