Ученые обнаружили новый древний вид человекообразных обезьян — Naked Science
7 ноября

Ученые обнаружили новый древний вид человекообразных обезьян

Ранее неизвестный предок человека может изменить историю эволюции ходьбы на двух ногах.

Предполагаемый внешний вид недавно обнаруженного древнего предка человека

Мадлен Беме из Тюбингенского университета и ее коллеги из Германии, Болгарии и США обнаружили в Баварии останки древней обезьяны, которая жила 11,6 миллиона лет назад, в эпоху миоцена. Новый вид назвали Danuvius guggenmosi, сообщает журнал Nature.

Антропологи изучили фрагменты скелетов как минимум четырех особей: самца, двух самок и одного детеныша. Самый полный скелет принадлежал самцу. По пропорциям тела его можно сравнить с современным бонобо. Согласно выводам ученых, рост примата достигал одного метра, самки весили порядка 18 килограммов, а самцы — около 31 килограмма. Благодаря полностью сохранившимся костям конечностей стало возможным реконструировать, как передвигался Danuvius guggenmosi.

Головка бедренной кости, локтевой кости и голени самца Danuvius guggenmosi

«Мы впервые смогли исследовать несколько функционально важных суставов, в том числе локоть, бедро, колено и лодыжку, в одном ископаемом скелете такого возраста», — рассказала профессор Беме.

Как оказалось, позвоночник примата с S-образным изгибом помогал удерживать тело в вертикальном положении, так что обезьяна стояла на двух ногах. Строение, осанка и способы передвижения Danuvius guggenmosi, по словам ученых, уникальны.

Обнаруженные фрагменты скелета самца древнего примата

«Danuvius guggenmosi сочетает в себе двуногость людей, в которой доминируют задние конечности, с лазанием на передних конечностях, типичным для современных обезьян, — объяснил Дэвид Бегун из Университета Торонто. — Полученные результаты показывают, что человеческий бипедализм берет свое начало еще как минимум 11,6 миллиона лет назад».

Кроме того, как заявили авторы открытия, в отличие от более поздних гомининов, предпочитающих задние конечности, Danuvius guggenmosi обладали мощным большим пальцем, что позволяло им хвататься за крупные и мелкие ветки, перескакивать с дерева на дерево и, балансируя, держать равновесие.

Предположительный вид D. guggenmosi

В то же время эти древние приматы обладали широкой и плоской грудной клеткой, при этом поясница у них была вытянута — все это помогало им правильно располагать центр тяжести над вытянутыми бедрами и коленями, прямо как у человека. Таким образом, анатомия D. guggenmosi указывает на то, что древний примат использовал оба набора конечностей в равной степени.

Ученых также насторожило то, что останки D. guggenmosi были найдены в Европе, вдали от того места, где, как многие думают, обитали древние обезьяны. История эволюции человека традиционно берет свое начало в Африке, но еще до появления ранних людей некоторые их предки-приматы жили в лесах, простирающихся по всему Средиземноморью.

«Обнаруженные скелеты также указывают на то, что европейские предки африканских обезьян и людей отличались от живущих сегодня горилл и шимпанзе», — подытожил профессор Бегун.

В начале этого года ученые провели сравнение нейронов, которое показало возможную причину когнитивных различий между обезьянами и человеком.

15 ноября