31.07.2020
Денис Гордеев
4 317

Магнитная стимуляция избавила людей от чувства страха

4.6

Неинвазивная методика итальянских ученых поможет в терапии посттравматических расстройств.

процедура транскраниальной магнитной стимуляции
Так выглядит процедура транскраниальной магнитной стимуляции / In Public Safety

Ученые из Болонского университета разработали методику транскраниальной стимуляции для работы с воспоминаниями, вызывающими чувство страха. Эта стимуляция изменяет восприятие случившегося таким образом, что оно перестает быть связано со страхом. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

«Экспериментальный протокол, сочетающий транскраниальную стимуляцию и реконсолидацию памяти, позволил нам изменить неприятные воспоминания, о которых участники эксперимента узнали накануне, — объясняет Сара Боргоманери, ведущий автор исследования. — Этот результат имеет важные последствия для понимания того, как работает память. Это может даже помочь в разработке новых методов лечения травматичных воспоминаний».

Каждый раз, когда информация о некотором событии вызывается из долговременной памяти, она может быть изменена — но в течение достаточно короткого временного промежутка. Методика, созданная итальянскими учеными, использует это временное окно для реконсолидации (переформатирования и перезаписи) воспоминаний.

В основе методики лежит транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — активизация участков коры головного мозга посредством коротких магнитных импульсов. ТМС — неинвазивная процедура, не требующая хирургического вмешательства, поэтому широко распространена в исследованиях.

В экспериментах ученых из Болонского университета приняли участие 98 здоровых испытуемых. В первый день исследования у большинства из них сформировали неприятные воспоминания, сопряженные с чувством страха, комбинируя дискомфортную стимуляцию с подкрепляющими изображениями. На следующий день участников эксперимента подвергли воздействию визуального напоминания о дискомфортной стимуляции и процедуре ТМС префронтальной коры мозга.

Схема проведения эксперимента. День 1: негативное воздействие, подкрепленное визуальным стимулом; День 2: напоминание о негативном воздействии посредством визуального стимула и процедура ТМС; День 3: тестирование памяти / Borgomaneri, Battaglia et al., Current Biology, 2020.

Испытуемые, у которых активность префронтальной коры была подавлена стимуляцией, показали сниженный психофизиологический ответ на неприятный стимул, сопряженный с чувством страха. Само событие отложилось в памяти как обычно, но реакция на него была ослаблена.

Чтобы проверить эффективность своего протокола, отдельной группе участников провели ТМС без предварительного формирования неприятных воспоминаний (процесс реконсолидации не был инициирован). Другой группе проводили стимуляцию тех областей коры, которые не связаны с формированием и реконсолидацией памяти.

«Это испытание показало, что возможно изменить сохранившиеся и потенциально травматические воспоминания. Это может иметь важные последствия в сферах посттравматической реабилитации и клинической медицины», — говорит координатор исследования Джузеппе Пеллегрино. Практическое применение ТМС в терапии посттравматических расстройств, по словам ученого, станет темой их следующих исследований.

Ранее мы также сообщали, что нездоровая еда ухудшает долговременную пространственную память, а в человеческом мозге обнаружился «рецептор плохого настроения».