12.02.2021
Мария Кривоченко
1 671

Исследование показало, как формируется негативное отношение к некоторым блюдам

2.6

Ученые провели серию экспериментов с улитками и выяснили, что животные отказываются от любимых лакомств, если те ассоциируются с негативными воспоминаниями. Переживания влияют на активность мозга и формируют привычку. Биологи считают, что так же работает формирование пищевых предпочтений и у людей: мы будет отказываться от блюда, если ранее из-за него чувствовали себя плохо.

Кадр из мультфильма «Рататуй»

Как и многие животные, улитки любят сахар и обычно начинают есть его, как только видят . Но благодаря специально «отвращающей» тренировке они могут отказаться от него, даже когда голодны. Это выяснила команда биологов из Сассекского университета в Великобритании. Ученые давали улиткам сахар, а затем легонько постукивали по голове, когда животные тянулись к нему. Это заставило их избегать лакомства. Подробности эксперимента опубликованы в журнале Current Biology.

После тестов исследователи проверили, что побудило животных отказаться от сладкого. Они обнаружили нейронный механизм, который менял обычную реакцию улиток на сахар.

Доктор Ильдико Кеменес, автор работы, объяснила, что в мозге улитки есть нейроны, которые подавляют стандартные пищевые привычки. Это гарантирует, что животное не будет съедать все на своем пути. Но когда улитка видит сахар, работа этого нейрона затормаживается. Так у моллюска появляется возможность есть лакомство. После тренировок эффект меняется: нейроны возбуждаются, а не подавляются — так животные отучаются от сахара.

Когда исследователи обнаружили такую реакцию, предложили улиткам вместо сахара кусочек огурца. Моллюски спокойно ели его — так выяснилось, что нейронный «переключатель» работает только при виде тех продуктов, которые улитки приучились отвергать. Кроме того, когда из мозга улиток удаляли нейроны-«переключатели», животные начинали вновь есть сахар.

Джордж Кеменес, член исследовательской группы, рассказал, что улитки представляют собой базовую модель человеческого мозга. «Эффект ингибирующего нейрона, который подавляет цепь питания у улитки, напоминает то, как в человеческом мозге кортикальные сети находятся под ингибирующим контролем. Это необходимо, чтобы избежать “беглой” активации, которая может провоцировать переедание и ожирение», — объяснил ученый.

То есть по аналогии негативный опыт с едой приводит к тому, что мы не способны даже переварить мысль о том, чтобы съесть конкретное блюдо снова. «Определенные группы нейронов меняют свою активность в соответствии с негативной ассоциацией определенной пищи», — подытожили биологи.