17.05.2023
Анна Новиковская
4 260

Человеческую ДНК теперь можно выделить из горсти песка

6.0

Американские исследователи смогли обнаружить человеческую ДНК в самых отдаленных и недоступных уголках земного шара. По их словам, это и научное благо, и этическая дилемма.

Даже на песке можно найти чешуйки кожи, содержащие наш генетический материал / © Getty Images / Автор: Plinia Abito

Все восемь миллиардов жителей Земли постоянно кашляют, сплевывают, смывают и выделяют огромное количество своего генетического материала, который остается на пляжном песке и попадает в глубины океана, течет вместе с речной водой и носится с воздушными потоками высоко над землей. Согласно результатам исследования, проведенного учеными из Флоридского университета (США) и опубликованного в журнале Nature Ecology & Evolution, следы пребывания человека пока не обнаружили только на высочайших горных вершинах и некоторых отдаленных островах. Но все еще может измениться.

Повсеместное распространение нашей ДНК — это и научное благо, и непростая этическая дилемма. Сравнительно простое обнаружение генетических образцов может послужить как для выявления новых раковых мутаций в массе образцов, смываемых в канализацию (это позволит оценить их распространение у населения конкретного населенного пункта и выяснить, к каким типам рака они могут привести) или определения ДНК преступника через забор воздуха на месте преступления, так и для несогласованного получения генетической информации человека из отданной в стирку простыни либо совка с песком из детской песочницы.

В течение всего исследования ученые обнаруживали человеческую ДНК буквально всюду, и качество собранных образцов было немногим хуже, как если бы их взяли напрямую у донора. Именно поэтому у ученых возникли сложности с обнародованием результатов: представив в своем исследовании полные последовательности ДНК неизвестных людей, но не получив на то их согласия, авторы могли невольно совершить преступление.

Ранее аналогичные методы сбора ДНК применяли для изучения морских черепах, когда ученые собирали образцы ДНК с пляжей, на которых откладывали яйца находящиеся под  угрозой исчезновения рептилии. Это позволило оценить угрозу вирусных видов рака, которым подвержены черепахи.

В то же время в образцах, помимо черепашьей, была обнаружена масса человеческой ДНК. Исследователи решили выяснить, насколько она распространена в окружающей среде и можно ли использовать собранные образцы для секвенирования.

Сбор речной воды для поисков человеческой ДНК. Как оказалось, ее там предостаточно / © Todd Osbourne

Ученым удалось выделить ДНК человека из образцов во Флориде и Ирландии, из речной воды и проб городского воздуха. Исключение составили горный ручей, берущий начало высоко в горах, и пляж отдаленного острова, на котором никогда не жили люди: в них генетических следов человека не обнаружили.

Теперь, заключили исследователи, настало время научному сообществу, правоохранительным органам и политикам задуматься о вопросах, связанных с согласием и конфиденциальностью, и разработать правовую базу для использования таких образцов ДНК без согласия людей, от которых ее получили.