Анна Новиковская
1 597

Биологи обнаружили связь между вымиранием слонов и глобальным потеплением

5.5

Как и другие крупные травоядные, лесные слоны играют ключевую роль в формировании ландшафта тех областей, в которых живут. Их вымирание может существенно ухудшить способность африканских лесов улавливать и удерживать атмосферный углерод.

Лесные слоны меньше известны, чем их сородичи из саванны / © rainforesttrust.org

На протяжении тысячелетий люди охотились на слонов, и сейчас все три вида этих гигантских травоядных находятся под угрозой исчезновения. Особенно уязвим сегодня африканский лесной слон, обитатель лесов Центральной и Западной Африки: за последние 30 лет численность этого вида сократилась на 86 процентов, в основном из-за браконьерской охоты и уничтожения среды обитания.

Теперь исследователи из Сент-Луисского университета (США) выяснили, что окончательная утрата лесных слонов не только будет громадной потерей для африканского биоразнообразия и человечества в целом. Истребив последних слонов, люди ухудшат и без того серьезную климатическую ситуацию на планете, поскольку эти животные играют ключевую роль в поддержании африканского леса и его способности улавливать атмосферный углерод.

В африканском лесу есть деревья с легкой и тяжелой древесиной, удерживающие мало и много углерода соответственно. Первые быстро растут, что позволяет им обогнать конкурентов в борьбе за солнечный свет, поэтому «высокоуглеродные» деревья остаются в тени.

Однако благодаря слонам доминирование «малоуглеродных» деревьев не вечно: животные прореживают лес, питаясь ветками и листьями таких растений, ведь они питательнее и вкуснее, чем листья находящихся в тени «высокоуглеродных» деревьев. Как итог — деревья с плотной древесиной в местах обитания слонов лучше растут и дают крупные плоды, которые животные едят и разносят на многие километры.

По оценкам исследователей, если лесные слоны все же исчезнут окончательно либо их популяции сократятся настолько, что животные перестанут оказывать на окружающую среду заметное влияние, то африканские леса, вторые по величине после амазонских, потеряют от шести до девяти процентов своей способности улавливать атмосферный углерод. А это может усилить общепланетарное потепление. Ученые призывают уделить больше внимания проблеме этих уязвимых «лесных садовников», ведь в итоге их исчезновение повлияет на всю Землю.