11 апреля
Александра Медведева
6 368

Депрессия изменяет свойства иммунных клеток

4.1

С помощью алгоритма искусственного интеллекта немецкие ученые сравнили различные характеристики клеток крови пациентов с депрессией и здоровых людей. Оказалось, депрессивные расстройства повышают деформируемость клеток, в особенности это касается клеток врожденного иммунитета.

Симптомы депрессивных расстройств не ограничиваются подавленностью, отсутствием интереса, повышенной утомляемостью и другими нарушениями психики. Часто они сопровождаются слабовыраженными воспалениями или повышенным выбросом глюкокортикоидов.

Исследуя физиологические проявления депрессии, ученые из Дрезденского технического университета, Цюрихского университета (Швейцария) и Институтов Общества Макса Планка (Германия) впервые установили связь между этим расстройством и изменениями, которые происходят с клетками крови. Результаты их работы опубликованы в журнале Translational Psychiatry.

В исследовании участвовали 69 пациентов с депрессивными расстройствами и 70 здоровых людей. Ученые оценивали морфологические и реологические (связанные с деформацией и текучестью) характеристики образцов крови участников. Они получили более 16 миллионов изображений клеток крови с помощью метода деформируемой цитометрии в реальном времени. Эта технология позволяет изучать свойства отдельных клеток в образце. Затем исследователи использовали алгоритм искусственного интеллекта для разделения клеток на основные типы, а также оценки различных параметров, таких как размер и деформируемость.

Клетки крови пациентов с депрессивными расстройствами оказались более деформируемыми, чем у здоровых участников. То есть они легче изменяли свою форму под действием внешних сил. Размер клеток при этом не различался между группами. У людей, которые в течение жизни перенесли депрессивное расстройство, повышенная деформируемость была свойственна клеткам врожденного иммунитета — моноцитам и нейтрофилам, — в то время как лимфоциты и эритроциты были больше подвержены деформации у пациентов, пребывавших в депрессии на момент исследования.

Таким образом, кроме других физиологических изменений, депрессию сопровождает и повышенная деформируемость клеток крови, в особенности иммунных. Вероятно, эти механические изменения могут влиять на функции клеток и становиться причиной иммунного ответа, приводящего к развитию хронического воспаления.

Определение этого механизма позволит создавать новые методы терапии, которые смогут восстанавливать функции деформированных клеток. По мнению авторов исследования, для создания более эффективных методов лечения депрессивного расстройства необходимо объединять как психологические, так и физиологические подходы.