Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России — Naked Science
ТюмГУ

Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России

Специалисты ТюмГУ совместно с коллегами провели анализ возбудителей опасного для человека и животных грибка зерновых культур на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России

Фузариоз зерна, возбудителем которого являются грибы рода Fusarium, является одним из наиболее вредоносных заболеваний сельскохозяйственных культур. При поражении фузариозом ухудшается не только урожайность, но и общее качество зерна. В таких зернах накапливаются микотоксины, которые крайне опасны для человека и животных.

Стоит отметить, что внимание исследователей к пшенице неслучайно: по посевной площади и общему валовому сбору она занимает первое место среди прочих зерновых культур. Кроме того, последние исследования ВИЗР (Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений) свидетельствуют об изменении состава патогенных грибов на зерновых культурах, а потому соответствующий мониторинг представляется необходимой мерой борьбы с ухудшением качества сельскохозяйственных культур.

Доцент X-BIO ТюмГУ Татьяна Гагкаева совместно с коллегами из Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений и Медицинского центра ХЕМА-Медика провела анализ токсигенных видов рода Fusarium, ассоциированных с пшеницей на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Исследовательская группа оценила как зараженность пшеницы, так и количественное содержание в ее зернах ДНК патогенов и продуцируемых ими микотоксинов. Как отмечают авторы, важнейшими токсикогенными грибами рода Fusarium являются три вида: F. graminearum, F. sporotrichioides и F. langsethiae. Если говорить о составе продуцируемых грибами токсинов, то F. graminearum связывают с дезоксиниваленолом (ДОН) и, в меньшей степени, с зеараленоном, а F. sporotrichioides и F.langsethiae -– с Т-2 и HT-2 токсинами.

Результаты исследования показали, что 82,5 % всех изученных образцов были поражены фузариозом. Что интересно, наибольший процент зараженности -– 96,1 % -– был обнаружен на территории Западной Сибири, а наименьший -– 72,2 % -– в Поволжье. Но причин для беспокойства нет: показатель не учитывает количество патогенной биомассы, а потому не является определяющим в оценке токсичных свойств семян.

Наличие гриба F. graminearum и его токсичных метаболитов в зернах пшеницы обнаружены на территории Новосибирской области, Алтайского края, Тюменской области, а также Красноярского края. Стоит отметить, что в образцах, собранных на территории Красноярского края, содержание ДОН превышало предельно допустимый уровень -– в 2-3 раза. В остальных образцах содержание микотоксинов было незначительным.

Более массовым оказалось загрязнение зерен F. sporotrichioides в Западной Сибири, Уральском регионе и Поволжье: этот патоген встречался в 73,1, 61,5 и 33,3 процентах образцов соответственно. Несмотря на это, значительного загрязнения зерен Т-2 токсином не выявлено: лишь для 2-3 % зерен показано высокое содержание микотоксина.

Неожиданным для исследователей стало обнаружение высокого, по сравнению с Т-2 токсином, содержания НТ-2 токсина в зернах пшеницы. Авторы подчеркивают, что несмотря на то, что массовый скрининг на НТ-2 токсин сегодня не проводится, недооценка соответствующих рисков может привести к загрязнению зерна микотоксинами. По мнению авторов, строгий контроль загрязнения зерна, используемого для производства продуктов питания и кормов, имеет решающее значение для снижения рисков, связанных с микотоксинами, для людей и животных.