18.09.2019
ТюмГУ
11 478

Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России

Специалисты ТюмГУ совместно с коллегами провели анализ возбудителей опасного для человека и животных грибка зерновых культур на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России
Ученые провели анализ зараженности пшеницы на части территорий России / Автор: Plinia Abito

Фузариоз зерна, возбудителем которого являются грибы рода Fusarium, является одним из наиболее вредоносных заболеваний сельскохозяйственных культур. При поражении фузариозом ухудшается не только урожайность, но и общее качество зерна. В таких зернах накапливаются микотоксины, которые крайне опасны для человека и животных.

Стоит отметить, что внимание исследователей к пшенице неслучайно: по посевной площади и общему валовому сбору она занимает первое место среди прочих зерновых культур. Кроме того, последние исследования ВИЗР (Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений) свидетельствуют об изменении состава патогенных грибов на зерновых культурах, а потому соответствующий мониторинг представляется необходимой мерой борьбы с ухудшением качества сельскохозяйственных культур.

Доцент X-BIO ТюмГУ Татьяна Гагкаева совместно с коллегами из Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений и Медицинского центра ХЕМА-Медика провела анализ токсигенных видов рода Fusarium, ассоциированных с пшеницей на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Исследовательская группа оценила как зараженность пшеницы, так и количественное содержание в ее зернах ДНК патогенов и продуцируемых ими микотоксинов. Как отмечают авторы, важнейшими токсикогенными грибами рода Fusarium являются три вида: F. graminearum, F. sporotrichioides и F. langsethiae. Если говорить о составе продуцируемых грибами токсинов, то F. graminearum связывают с дезоксиниваленолом (ДОН) и, в меньшей степени, с зеараленоном, а F. sporotrichioides и F.langsethiae -– с Т-2 и HT-2 токсинами.

Результаты исследования показали, что 82,5 % всех изученных образцов были поражены фузариозом. Что интересно, наибольший процент зараженности -– 96,1 % -– был обнаружен на территории Западной Сибири, а наименьший -– 72,2 % -– в Поволжье. Но причин для беспокойства нет: показатель не учитывает количество патогенной биомассы, а потому не является определяющим в оценке токсичных свойств семян.

Наличие гриба F. graminearum и его токсичных метаболитов в зернах пшеницы обнаружены на территории Новосибирской области, Алтайского края, Тюменской области, а также Красноярского края. Стоит отметить, что в образцах, собранных на территории Красноярского края, содержание ДОН превышало предельно допустимый уровень -– в 2-3 раза. В остальных образцах содержание микотоксинов было незначительным.

Более массовым оказалось загрязнение зерен F. sporotrichioides в Западной Сибири, Уральском регионе и Поволжье: этот патоген встречался в 73,1, 61,5 и 33,3 процентах образцов соответственно. Несмотря на это, значительного загрязнения зерен Т-2 токсином не выявлено: лишь для 2-3 % зерен показано высокое содержание микотоксина.

Неожиданным для исследователей стало обнаружение высокого, по сравнению с Т-2 токсином, содержания НТ-2 токсина в зернах пшеницы. Авторы подчеркивают, что несмотря на то, что массовый скрининг на НТ-2 токсин сегодня не проводится, недооценка соответствующих рисков может привести к загрязнению зерна микотоксинами. По мнению авторов, строгий контроль загрязнения зерна, используемого для производства продуктов питания и кормов, имеет решающее значение для снижения рисков, связанных с микотоксинами, для людей и животных.