01.10.2021
21 635

Шимпанзе впервые застали за использованием орудий в половых целях

До этого было известно лишь о применении ими предметов на охоте и в других бытовых задачах.

Бонобо, другой вид рода шимпанзе . Он заметно отличается от того, чей представитель описан в новости ниже, причем как по внешнему виду, так и по поведению / ©aa.com.tr

Ученые из Великобритании и Нидерландов во время наблюдений за группой шимпанзе случайно зафиксировали, как один из них использовал для мастурбации где-то украденную (или подобранную) пустую пластиковую бутылку. Это достаточно необычно, ведь шимпанзе в природе не так часто сталкиваются с такими объектами, а значит, молодой самец не имел возможности обучиться подобному поведению подражанием и «придумал» его самостоятельно. Соответствующая статья опубликована в Pan Africa News (дословно — «Африканские новости рода шимпанзе»).

Naked Science не раз писал, что дикие животные — как минимум от одного вида свиней до обезьян — активно используют орудия для своей прямой выгоды. Более того, в экспериментах даже муравьи показали способность использовать фрагменты обычных кухонных губок, чтобы впитывать в них сладкие жидкости, а затем переносить их с кусочками губок — и это несмотря на то, что муравьи по интеллекту явно уступают приматам. Из этого следует, что использование орудий в практических целях нормально для многих видов животных. Хотя еще сто лет назад, когда материала для наблюдений было меньше, считалось, что именно использование подобных предметов отделяет людей от животных.

В новой работе ученые рассказывают о буквально минутном случайном наблюдении, сделанном ими 13 августа 2018 года (работа, обобщившая наблюдения, вышла только в этом году). Они увидели и смогли записать на видео (к несчастью, не с самого выгодного ракурса), как молодой, всего девяти лет отроду, самец шимпанзе подобрал пустую, примерно литровую бутылку из-под гербицидов и использовал ее так, как показано на иллюстрации из работы.

Он делал толкающие движения тазом на протяжении 30 секунд, при этом выражение его лица авторы небольшой работы оценили как «игривое» (для шимпанзе таким признаком является открытый рот). После этого он осмотрел содержимое бутылки, а через некоторое время выбросил ее. Ученые не смогли быстро ее подобрать: самец входил в группу из дюжины шимпанзе, и еще более молодые особи этой группы немедленно подобрали бутылку сразу после события и начали с ней играть.

Тем не менее исследователи полагают, что шимпанзе не эякулировал. Вообще, хотя что-то напоминающее мастурбацию у этого вида есть, еще ни разу не удалось зафиксировать, чтобы она вела к такому итогу. Из других наблюдений было известно, что эта особь шимпанзе участвовала в спаривании со взрослыми самками, хотя, разумеется, еще не была альфа-самцом.

Араали, девятилетний самец шимпанзе, рисунок авторов работы / ©Dijk van Kim, McLennan

Исследователи отмечают, что в норме у взрослых самцов шимпанзе, встречающих новые объекты, которых они никогда не видели, отношение к ним либо безразличное, либо даже несколько боязливое. Это несколько отличает их от самцов нашего вида. Однако шимпанзе «детского возраста» ведут себя иначе, особенно в местах, где часто встречают предметы материальной культуры людей — например, самые юные особи играют с кусками разбитых керамических сосудов, если находят их.

По возрасту девятилетний самец из новой работы находился на переходном этапе между совсем юным и взрослым. В результате его поведение показало смесь как активного изучения новых предметов, типичного для детенышей этих животных, так и сравнительно «взрослого» использования найденного нового предмета.