23.08.2023
Юлия Трепалина
5 760

Блестки для лица оказали неожиданное воздействие на фотосинтез у важных наработчиков кислорода

4.9

Бразильские ученые выяснили влияние косметики с блестками для природы. Их исследование показало, что блестки негативно повлияли на одну из важных составляющих водных экосистем — цианобактерии. Правда, при небольших концентрациях для одного вида цианобактерий они, похоже, могут оказывать и благоприятное воздействие.

Исследователи обнаружили, что блестки негативно влияют на рост цианобактерий / © Machado et al./Agência FAPESP / Автор: Анастасия Кожевникова

Блестки используют в разной косметической продукции, лаке для ногтей, в костюмах для вечеринок, открытках и праздничных украшениях. Но за этим весельем прячутся нешуточные проблемы для экологии. Ведь блестки изготавливают из крошечных частиц полиэтилентерефталата (ПЭТФ) или поливинилхлорида (ПВХ), покрытых алюминием для мерцающего эффекта. По сути, это замаскированный микропластик — тот, что тоннами попадает в Мировой океан, поскольку очистные системы не могут отфильтровать его из-за крошечных размеров.

Исследователи из Университета Сан-Паулу (Бразилия) решили проверить, как блестки влияют на цианобактерии, или сине-зеленые водоросли. Эти микроогранизмы способны к фотосинтезу, играют важную роль как первичные источники кислорода и фиксируют уровень азота в водной среде. Кроме того, цианобактерии составляют значительную часть океанического фитопланктона, поэтому считаются ключевым компонентом пищевой цепочки океанов.

В эксперименте задействовали два штамма цианобактерий, способных вызывать цветение, — Microcystis aeruginosa и Nodularia spumigena. В течение 21 дня их культивировали в среде с разной концентрацией блесток: ноль, 50, 100, 200 и 350 миллиграммов на литр воды.

Штамм M. aeruginosa лучше всего рос при концентрации 50 миллиграммов на литр (лучше, чем при нуле), а хуже всего — при концентрации 200 миллиграммов на литр. В образцах N. spumigena концентрация блесток выше 137,5 миллиграмма на литр отрицательно повлияла на плотность клеток, после чего цианобактерии не восстановились. По штамму N. spumigena изменение в скорости роста зарегистрировали только в последний день эксперимента.

«‎Мы обнаружили, что большая концентрация блесток увеличивала биообъем клеток цианобактерий и усиливала стресс до уровня, который даже нарушал фотосинтез»‎, — отметил ведущий автор исследования Маурисио Джуниор Мачадо (Mauricio Junior Machado). Он добавил, что прежде токсичность блесток для микроорганизмов практически не изучали.

«‎То, что влияет на цианобактерии, косвенно отразится и на других организмах, обитающих в той же среде»‎, — предупредил специалист.

Исследователи планируют продолжить эксперимент. Теперь они хотят проверить другие штаммы цианобактерий, а также выяснить, опасны ли для окружающей среды биоразлагаемые блестки.

Ученые надеются, что их открытия помогут людям больше узнать о вреде микропластика и научат бережнее относиться к природе.