23.08.2023
11 348

Астрономы наблюдали гибель звезды, разорванной черной дырой

4.8

В далекой галактике звезда, подошедшая слишком близко к сверхмассивной черной дыре, была уничтожена ее гравитацией. Ученым удалось оценить массу погибшей звезды, которая оказалась втрое тяжелее Солнца.

Останки звездного вещества падают в недра черной дыры: взгляд художника
Останки звездного вещества падают в недра черной дыры: взгляд художника / © NASA / Автор: Cloelia Andronicus

Если большое протяженное тело движется в неоднородном гравитационном поле, разные его участки испытывают разное притяжение. Под этим влиянием оно деформируется, а если поле достаточно сильно, то может и разрушиться. Приливное разрушение в окрестностях массивных черных дыр способно уничтожать целые звезды.

На сегодня зарегистрировано несколько десятков таких событий, а недавно этот список пополнился новым. О гибели очередной звезды рассказано в новой статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Впервые событие приливного разрушения ASASSN-14li заметили в 2014 году, в центре галактики PGC 43234, расположенной на дистанции 290 миллионов световых лет. Для подобных наблюдений это сравнительно близко, поэтому ученые продолжили отслеживать происходящее там, проверяя различные теоретические модели.

Приливное разрушение звезды черной дырой / © NASA

Команда Йона Миллера (Jon Miller) из Мичиганского университета (США) провела такую работу с использованием космических рентгеновских телескопов XMM-Newton и Chandra. Наблюдения позволили выяснить количества азота и углерода, выброшенные из недр звезды из-за ее разрушения. Исходя из этих данных ученые оценили величину звезды примерно в три солнечных массы. Таким образом, она оказалась одной из самых крупных, приливное разрушение которых в окрестностях черной дыры когда-либо удавалось заметить.

Рекордсменом по этому показателю можно назвать событие AT 2021lwx, названное «Страшная Барби» (Scary Barbie). В статье, опубликованной несколько месяцев назад, размеры погибшей звезды оценили в 14 солнц. Однако тот факт, что ее вспышка возникла именно из-за приливного разрушения, окончательно еще не подтвержден.

Изучение разрушения массивных звезд в окрестностях черных дыр позволяет не только проверить корректность предсказаний Общей теории относительности, но и уточнить наши знания о черных дырах вообще. Последнее особенно важно, поскольку в последнее десятилетие астрономы пришли к выводу, что формирование и эволюция галактик во многом определяются сверхмассивными черными дырами в их центрах.