Биологи обнаружили, что гнезда некоторых ос светятся в темноте — Naked Science

Биологи обнаружили, что гнезда некоторых ос светятся в темноте

5.2

Гнезда бумажных ос могут флуоресцировать: возможно, такая подсветка помогает им находить путь к дому, а возможно, она нужна для защиты от опасного ультрафиолетового излучения.

Гнездо P. brunetus под обычным светом и в ультрафиолете
Гнездо P. brunetus под обычным светом и в ультрафиолете / ©de Marcillac et al., 2021

Некоторые светящиеся живые организмы известны с глубокой древности, но о способностях других ученые узнали лишь недавно. Так, лишь менее года назад выяснилось, что к люминесценции способны даже утконосы. А команда биологов из Парижского университета заметила, что под действием ультрафиолета ярко сияют и гнезда некоторых ос. В статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, они отмечают, что такую особенность выявили сразу у нескольких видов бумажных ос Polistes, хотя сами насекомые к этому не способны. Значит, свечение выполняет некую полезную функцию.

Стоит заметить, что свечение в природе может возникать из совершенно разных механизмов. Некоторые существа используют хемолюминесценцию — излучение, создаваемое в процессе химических реакций; другие флуоресцируют, когда специальные пигменты в их теле улавливают фотоны одной частоты (например, невидимые нашему глазу ультрафиолетовые) и выбрасывают на другой. Одни организмы способны к свечению сами, другие используют для этого симбиотических микробов.

©de Marcillac et al., 2021

Флуоресценция под действием ультрафиолета распространена достаточно широко. Ее встречают у земноводных, рептилий, скорпионов и тех же утконосов. В поисках новых светящихся существ Бернд Шольхлорн (Bernd Schöllhorn) из Парижского университета и его коллеги провели экспедиции в тропические леса Северного Вьетнама. Подсвечивая в темноте УФ-фонариком, они увидели флуоресценцию гнезд местных ос четырех видов: Polistes brunetus, P. lepcha, P. japonicus и еще одного, который не удалось идентифицировать. По словам Шольхлорна, это зрелище «добавляет адреналина полевой работе ночью».

Ученые также оценили свечение гнезд бумажных ос из других регионов: P. canadensis из Французской Гвианы и P. gallicus, которая встречается в самой Франции. Они тоже флуоресцировали, хотя и не столь ярко, как вьетнамские, которые в естественных условиях удавалось различить с дистанции до 20 метров. Интересно, что ярче всего на всех гнездах светились крышечки, закрывающие ячейки-коконы. Судя по всему, флуоресцирующее соединение (пока неустановленное) находится в белковых нитях шелка, которые в этих крышечках располагаются особенно плотно.

Авторы отмечают, что спектр люминесценции в целом совпадает со спектром чувствительности зрения ос. Это позволяет предположить, что свечение служит им для ориентирования в пространстве, облегчая поиски дома в темноте. Однако ученые упоминают и о другой возможности: поглощающие ультрафиолет пигменты могут играть защитную роль, не позволяя излучению повреждать клетки организма. Напомним, именно так некоторые тихоходки выживают даже под смертельно опасными дозами ультрафиолета.