Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 сентября
10 784

Ученые воссоздали геном общего предка всех млекопитающих

4.5

Все современные млекопитающие, от утконоса до синего кита и человека, произошли от общего предка, жившего около 180 миллионов лет назад, в юрский период. Об этом загадочном животном мы мало что знаем, но теперь ученые смогли компьютерно реконструировать его геном.

Хотя от нашего общего предка не найдено ни одной косточки, скорее всего, он был похож на этого морганукодона и рылся в лесной подстилке по ночам, добывая себе насекомых и пауков / © markwitton-com.blogspot.com

Когда-то под ногами динозавров бегало крошечное животное, похожее то ли на мышь, то ли на крупную землеройку. Оно рылось в опавших листья в поисках насекомых и с наступлением утра пряталось в нору, почти не привлекая чужого внимания. Однако это скромное на вид животное было последним общим предком всех крон-млекопитающих, то есть млекопитающих в строгом смысле этого слова, без целого списка вымерших «почти млекопитающих», или маммалиаформ.

К сожалению, от уникального зверька не сохранилось ни одной окаменелости, и о том, как выглядело это животное, ученые могут судить лишь на основании строения других примитивных млекопитающих. Но вот его геном им удалось реконструировать.

Для этого исследователи собрали данные о геномах 32 современных видов млекопитающих, представляющих 23 из 26 существующих отрядов: вомбатов и носорогов, шимпанзе и людей, ламантинов и коров, летучих мышей и кроликов. Также в анализ включили данные о геномах домашней курицы и китайского аллигатора в качестве группы сравнения.

В итоге выяснилось, что у общего предка современных млекопитающих, вероятнее всего, было 19 парных аутосом (хромосом, одинаковых и у мужских, и у женских организмов) и две половые хромосомы. То есть всего 40 хромосом — столько же, к примеру, у домовой мыши.

Также ученые определили 1215 блоков генов, которые последовательно встречаются на одной и той же хромосоме в одном и том же порядке во всех 32 изученных геномах. Значит, с высокой долей вероятностью они присутствовали и у общего предка.

Филогенетическое древо изученных видов млекопитающих / © 10.1073/pnas.2209139119

Что любопытно, девять полных хромосом и их фрагментов совпадали у всех изученных млекопитающих и домашней курицы. Иными словами, эти гены остаются стабильными уже на протяжении более 300 миллионов лет, со времен разделения эволюционных линий птиц и млекопитающих.

Реконструкция предкового генома важна не только с общенаучной точки зрения: понимая, как меняются гены в ответ на изменяющиеся условия среды в разных эволюционных линиях млекопитающих, ученые смогут оценить эффективность мер по сохранению генетического разнообразия современных млекопитающих. А это критически важно для многих угрожаемых видов.